| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /  
 

Общественный транспорт города Орла

 
 
Страница  Страница 1 из 200:  1  2  3  4  5  ...  197  198  199  200  Дальше »

Автор admin

Администратор Муж.
#1 | Дата: 15 Фев 2010 21:02 | Поправил: admin 
Как известно, 3 ноября 1898 года в нашем городе в свой долгий путь отправился первый орловский трамвай. Говорят, что трамвай в Орле появился раньше, чем в обеих столицах России, что он был вторым после Киева. Некоторые историки вносят уточнения, но в любом случае наш город был одним из первых, в котором появился этот удобный, проверенный более, чем вековым опытом вид транспорта.

Мне кажется, что эта тема должна присутствовать на форуме. У нас есть знатоки, которые помогут приоткрыть неизвестные нам страницы из истории транспорта в Орле.

Если не брать во внимание карет, пролёток, бричек, конок и других видов транспорта на конной тяге, трамвай из знакомых нам видов городского транспорта появился первым. Затем уже поехали автобусы и троллейбусы. Хотелось бы в таком же порядке повести и наш разговор, чтобы был какой-то порядок в повествовании и знакомстве новых поколений с тем, как у нас развивался транспорт. Когда мы скажем всё, что знаем о трамвае, перейдём к автобусам (не очень верю в такой порядок, но надеюсь), а затем и троллейбусам.

Начать мне хотелось бы не непосредственно с трамвая, его маршрутов по городу, времени выпуска тех или иных моделей на маршруты, а с трамвайных колец, которые я помню с детства. Трамвай, который ходил вверх по Ленинскому мосту и далее по ул. Горького разворачивался на кольце, которое было сразу за Горсадом. До какого года просуществовало это кольцо, я не помню. По ул. Комсомольской кольцо было на теперешней Комсомольской площади, напротив пединститута. Помню кольцо около остановки "Дормаш", затем линию продлили до "Химмаша", и трамвай стал разворачиваться там. Может быть, на этом маршруте пропустил какую-то стадию. Не знаю, как и что менялось на маршруте по ул. Пушкина, почти никогда туда не ездил в детстве. Знаю, что то кольцо, которое существует около ж/д вокзала, не всегда было там, но где было кольцо до нынешнего, я не помню.
Совместными усилиями вспомним то, что забыли, и познакомимся с тем, чего не знали.
Поехали!

Отдельные темы:
История орловского трамвая.
История орловского автобуса, троллейбуса, такси.
Железные дороги в Орле и области.
История авиации на Орловщине.
Орловский речной флот (теплоходы и др.).
*
Схемы и карты маршрутов общественного транспорта.
Хронология смены подвижного состава.
Маленький музей маленького транспорта в Орле.

Статьи на сайте Орёл-транспорт.ру:
История маршрутов: Трамвай, троллейбус, автобус, маршрутка
Хронология изменения стоимости проезда
Хронология смены руководителей и названий предприятий

Автор klavdiy

Участник 
#2 | Дата: 15 Фев 2010 21:41 
На Википедии есть отличная статья про орловский трамвай.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Орловский_трамвай

Автор Cyrano

Участник 
#3 | Дата: 15 Фев 2010 21:48 
admin
Помню, что по улице Комсомольской кольцо было напротив кирпичного завода. т.е. в районе магазина "Уют". Кольцо у "Химтекстильмаша" первоначально располагалось напротив пятиэтажного дома, там где сейчас проходит ветка железной дороги из Брянска на Лужки. Затем его перенесли на пару остановок ближе к проходной.
Кольцом являлись переулки у старого трамвайного депо, что в райое Железнодороной администрации.
Но меня более волнуют "треугольники".
Трамвай разворачивался на треугольнике возле завода "Вулкан", который потом отрядили в дамский монастырь.
Имелся треугольник у магазина "Россия". По-моему, он здесь частично даже не заасфальтирован.
Впрочем, вся эта информация есть в книге, посвященной столетию Орловского трамвая.
Впрочем, я не припоминаю, описан ли там проект выхода трамвая к Ливенской АЗС. А ведь рельсы были уложены через мост от улицы Черкасской до четвертой Курской.
Всего доброго,
Cyrano

Автор xalimon

Участник 
#4 | Дата: 15 Фев 2010 23:16 | Поправил: xalimon 
Вопрос.Как должен был выглядить выход линии, с остовами "мостов(остатки ,которого мы имеем,на Уж не знаю, как обозвать этот район..."Выгонки")трамвайного(скоростного) путепровода ...,в "идеале".С выходом куда..?На ул.Ляшко, или скорее ,ул.5 августа..на карте(плане,со спутника) ,если возможно..

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 16 Фев 2010 01:05 | Поправил: Kireev 
Ох, как много тут можно написать всего. Попробовать переплюнуть раздел "Ищем свои корни". Должно материала хватит с лихвой :):)
Конку в Орле так и не построили. Хотя было довольно много проектов её постройки разными обществами. Учредители одного из обществ отказались от своего проекта постройки конки в самый последний момент. Жаль конечно. Пока спорили и проектировали конка уже устарела, как вид общественного транспорта. В городах начали появляться электрические трамваи.
А наш трамвай стал восьмым по счёту в Российской империи (старый стиль):
1.Киев – 1.06.1892;
2.Нижний Новгород – 8.05.1896;
3.Екатеринослав (Днепропетровск) – 14.06.1897;
4.Елисаветград (Кировоград) – 13.07.1897;
5.Курск – 18.04.1898;
6.Витебск – 18.06.1898;
7.Севастополь – 12.09.1898;
8.Орёл - 3.11.1898...
Cyrano
Действительно, когда строили мост "Дружбы народов" на нём заранее были уложены трамвайные рельсы. Линия шла по центру моста. Но эту трассу так и не построили. И после, рельсы закатали асфальтом. Они лежат на мосту и сегодня. Говорят их следы в асфальте видели в начале 1990-х. Трасса проектировалась таковой: от существующей линии по Карачевской улице - 2-я Посадская ул. - Розы Люксембург ул. - мост "Дружбы народов" - нынешняя ул. 5-го Августа - существующая линия на улице 1-й Курской.
xalimon
По недостроенному Семинарскому путепроводу трамвай не планировали. Могли если только троллейбус, что тоже вряд-ли. Этот путепровод заложен в середине 1980-х на трассе скоростной обводной автомагистрали которую проектировали по улицам: Розы Люксембург - 5-го Августа - Семинарскому путепроводу - переулку Южному - улице Дуговой - с выходом на Московское шоссе в районе бывшего мотеля "Шипка". Его строили тремя очередями (три отдельно стоящих моста соединённые короткими земельными насыпями). Первый мост успели построить, он действует. Остатки мостов 2 и 3 очередей там стоят до сих пор. Две версии того, что их не достроили: перестройка и ошибка проектировщиков. Если посмотреть на карту города, можно представить, как он был-бы удобен для нашего города.
Трасса дороги по Семинарскому путепроводу http://s002.radikal.ru/i199/1002/96/c6a56d9f04ea.b mp
Место со спутника http://maps.google.ru/?ie=UTF8&ll=52.966347,36.114 056&spn=0.006281,0.016329&t=h&z=16

Cyrano
там где сейчас проходит ветка железной дороги из Брянска на Лужки...
Подскажите, пожалуйста. Эту ветку в выемке построили после 1976 года. А что там было раньше. Эта выемка была или её рыли специально для этой ж/д ветки???

Автор xalimon

Участник 
#6 | Дата: 16 Фев 2010 02:32 
Kireev Спасибо,за разьяснения..

Автор Cyrano

Участник 
#7 | Дата: 17 Фев 2010 20:34 
Kireev
Cyranoтам где сейчас проходит ветка железной дороги из Брянска на Лужки...Подскажите, пожалуйста. Эту ветку в выемке построили после 1976 года. А что там было раньше. Эта выемка была или её рыли специально для этой ж/д ветки???
Память подсказывает, что на месте выемки был мокрый лог, в глубине оканчивавшийся каким-то забором. Во всяком случае, выемка была вырыта именно под поезд. Если раньше мокрый лог, проходивший рядом с трамвайной веткой и упиравшийся в трассу Орел-Кромы, "вытекал" вниз посредством уложенного под трассой простого бетонного кольца, то при строительстве железной дороги вынуждены были построить капитальный мост.
Перед строительством моста трамвай съезжал на трассу в сторону Орла путем поворота под углом около девяноста градусов, то после строительства капитального моста такому повороту стал мешать съезд с моста. В результате трамвай стал въезжать на этот мост, описав широкую дугу. Не помню, схранилась ли эта дуга сейчас, или же после переукладки там уложили рельсы немного наискосок к дороге на химтекстильмаш.
Сразу за поворотом была остановка "Жилые дома". Это была предпоследняя остановка. Конечная остановка была немного ближе к "Химтекстильмашу", где дорога делала поворот влево от кирпичных жилых домов. Чтобы не мешать движению машин, кольцо вывели вправо от дороги, т.е. в ту самую ложбину. Когда строили железную дорогу, то оказалось, что кольцо надо убирать. Я тогда сильно расстроился, ибо мы с мамой тогда на трамвае ездили в лес Цон. Тогда еще можно было там насобирать подосиновиков, подорешников, козлят и сыроежек, а затем искупаться в речке. Я подумал, что трамвай опять начнет ходить только до "Дормаша". Однако, вскорости от кольца пробросили трамвайные рельсы к проходной "Химтекстильмаша". Почему-то в память врезалось, что они были чудовищно ржавые и оттого рыжие.
Вот, собствено, что запомнилось.
Всего доброго,
Cyrano

Автор Kireev

Модератор 
#8 | Дата: 18 Фев 2010 01:58 | Поправил: Kireev 
Спасибо Вам большое за комментарий. Про центр подробно могут рассказать многие, а вот вспомнить подробности о самых окраинах города – это надо ещё постараться.
За описание трамвайной инфраструктуры тоже благодарность. Описание кольца «Жилые дома завода Химмаш» как-то выпало из материалов по истории нашего трамвая. Мы долго искали предполагаемые варианты его расположения там. Когда-то выезжали туда и пытались определить его место. В итоге были лишь предположения. Их Вы немного и развеяли. Про ж/д выемку там меня тоже очень давно интересовала информация, на которую не удавалось найти ответ.
Вот ещё осталось два немного сомнительных вопроса. Вы сможете вспомнить точное расположение кольца «Кирпичный завод №8» с привязкой к современному месту. И второй – какое путевое развитие было за кинотеатром «Родина». Знаем что была служебная трамвайная ветка в Трамвайном переулке, был выезд на неё из депо. А вот где там располагалось кольцо? Мне по имеющимся материалам представляется, что оно было ровно на месте нынешней администрации Железнодорожного района.

Был в Орле и маршрут трамвае №5. Это максимальное число маршрутов когда-либо существовавших в городе. Маршрут: «улица М. Горького – завод Дормаш». Открыт в 1965, закрыт в 1973 году после снятия путей с улиц Ленина и Горького.

Автор Cyrano

Участник 
#9 | Дата: 18 Фев 2010 20:14 
Kireev
Спасибо за теплые слова!
Я видел также такой редкостный феномен, как "Маршрут № 6. проба", который в виде единственного трамвая продержался очень недолго.
Это было в ту пору, когда № 1 ходил с Горького на вокзал, № 2 - с "Дормаша" на вокзал, № 3 - с Горького на Пушкина, № 4 и № 5.
"№ 6. Проба" ходил по маршруту "Дормаш" - Пушкина.
Всего доброго,
Cyrano

Автор xalimon

Участник 
#10 | Дата: 18 Фев 2010 20:35 | Поправил: xalimon 
Cyrano Вот это да.У Вас память,просто Архипамять....Я допрашиваю соседку,работавшую с 1953 года в ТТУ(на трамвае),...и ничего толком, отрывки воспоминаний о кольце на 2-й Курской,о остановке на 8-м кирпичном...где примерно спрашиваю...ну направо и рядом ("Я б щас ехала сказала бы")...А фото Где:"Да у меня их много и с трамваями и с директором ."....Через десять минут ,звонок мне в дверь."Знаешь я пошла ,год назад, в ТТУ и девки все фото ОБщие расхватали,а у меня остались только мои ,в форме...Но тебе это ж не интересно,без трамвая "...Вот такой вопрос-допрос я учинил.P.S/ Естественно не так нахраписто Все происходило,как я об этом написал .))

Автор Elena
Участник 
#11 | Дата: 18 Фев 2010 21:01 
Kireev
Мне по имеющимся материалам представляется, что оно было ровно на месте нынешней администрации Железнодорожного района
Там не было кольца в прямом смысле слова. Скорее полукольца.
Заезжали с Московской в трамвайное депо. Выезжали оттуда же.
Или ехали на Пушкина.

На ночь трамваи ставили в депо. При этом кричали: "Давай, давай!" Кричали долго и каждую ночь.

Там, где стоит администрация, ровно на этом месте была электроподстанция. Она тоже была связана с трамваем, как я понимаю. У меня есть только угол ее на фото.

Автор xalimon

Участник 
#12 | Дата: 18 Фев 2010 21:45 
Может это было не кольцо,а разьезд какой то(о кольце мой визави)ничего не помнит.

Автор Elena
Участник 
#13 | Дата: 18 Фев 2010 22:45 
xalimon

Именно разъезд. Я и говорю, кольца не было. Можно ли считать кольцом въезд в трамвайный парк. Причем, можно было сесть на трамвай на "служебной", как говорит kireev, ветке ближе к улице Пушкина. Люди там ездили, я знаю точно.

Автор Kireev

Модератор 
#14 | Дата: 19 Фев 2010 00:02 | Поправил: Kireev 
Да вот литературка говорит, что было колечко. Но оно могло быть там там до 1961 года и вероятно разобрано за ненадобностью, после снятия линии с Московской улицы. Его просто возможно мало кто помнит. http://i071.radikal.ru/1002/e5/fd81f64b6b80.jpg
О старом депо можно посмотреть тут http://transphoto.ru/articles/1072/
Электроподстанция там была. Скажу даже больше, это была центральная городская электростанция. Построена, как первая электростанция в городе, для нужд трамвая в 1898 году. Значительно модернизирована с возведением новых корпусов на Воздвиженской площади в 1928 году. Взорвана нашими перед оккупацией города в период ВОВ. Немцы-же после захода в город её восстановили. Опять разрушена при отступлении уже немцев из Орла. Восстановлена к ноябрю 1943 года. После войны имела адрес: Промышленная площадь, 10. Такая вот тяжёлая судьба.

Автор admin

Администратор Муж.
#15 | Дата: 19 Фев 2010 21:57 
В начале XX века трамвай подвозил пассажиров прямо ко входу в вокзал. Давайте расскажем более подробно о первом трамвае.


Страница  Страница 1 из 200:  1  2  3  4  5  ...  197  198  199  200  Дальше » 
Транспорт orel-story.ru форум / Транспорт /
 Общественный транспорт города Орла

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гостей - 3
Форумчан - 0
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх