Орел, которого больше нет
440 лет Поэты Книги Художники фотогалерея Копилка Об авторе форум
Архитектор и город Тургеневское общество
Краеведение
Старые альбомы Коллекционеры Воспоминания
 -Начало - Статистика - Регистрация - Поиск - -

orel-story.ru / Транспорт / Железные дороги в Орле и области
 Страницы:  1  2  3  4  5  ...  17  18  19  20  21  »»
Автор Сообщение
Kireev
Модератор
# Дата: 20 Ноя 2009 02:15 - Поправил: Kireev


Мы уже писали о железных дорогах, занимая другие разделы. Подумал, что специальный раздел не помешает.

"ОТРАДА".
Конкретных сведений об истории станции Отрада не встречал. Сама станция особо ничем не примечательна. Упомяну лишь следующее:
1. Станция старая, дореволюционная и действует скорее всего с момента постройки дороги в 1868 году. Называлась так-же как и сейчас. Основное расположение путей осталось таким-же, как и сначала. Правда после постройки сахарного завода туда были проведены подъездные пути.
2. Интересной особенностью станции является её уникальный для области вокзал. Это дореволюционное деревянное двухэтажное здание. В орловской области сохранилось очень мало дореволюционных зданий вокзалов. Но если и есть то они кирпичные (самый лучший пример вокзал в Мценске, здание чудом сохранило первоначальный облик). Старые кирпичные вокзалы есть и на станциях Еропкино, Змиёвка, Верховье, но по архитектуре они немного уступают Мценскому. На остальных станциях области кирпичные вокзалы строились вновь в послевоенное время по достаточно типовым проектам (кроме Орла) и имеют множество копий по России.
А вот старых деревянных вокзалов и того меньше. Я по памяти рискну предположить, что их только два: в Отраде и Думчино. В Думчино вокзал - это маленький деревянный домик. Зал ожидания закрыт, а часть помещения приспособлена под жильё. В Отраде вокзал двухэтажный И если снаружи его может косметически поддерживают, то внутри всё выглядело как в далёком прошлом (бывал в нём в 2004г.). В одной половине расположен закрытый зал ожидания, в другой разные подсобки. Второй этаж был похож на жилое пустующее помещение.
3. Рядом с вокзалом сохранилась дореволюционная кирпичная водонапорная башня. Эти башни всегда отличались очень оригинальной красивой архитектурой. В основном все они разные. В области сохранились несколько таких башен (Змиёвка, Мценск, Отрада, Колпны и д.р.)
4. В 1975 году на станции Отрада произошла страшная авария. По одному из путей со стороны Москвы мимо станции должен был проследовать скорый поезд. И вот когда он уже мчал по одному из станционных путей, ему навстречу на этот-же путь выехал тепловоз. На большой скорости произошло лобовое столкновение. Тепловоз был просто смят в металл, а у поезда сошли с рельс четыре вагона. В это время двигался скорый поезд и со стороны Орла. Ну и конечно он тоже участвует в этой трагедии. О количестве погибших не сообщается.
Ну вот вроде общие сведения об этой станции. О чём-то конкретном там, можно поговорить отдельно.
Посмотреть некоторые вокзалы можно здесь: http://www.parovoz.com/newgallery/index.php?&LNG=R U&NO_ICONS=0&REGION=RU57&TAKENON=&DESCR=&AUTHOR=&M ONTH=

P.S. Довольно часто в интернете нахожу отклики о вокзале в городе Орле. И наиболее часто от совершенно независимых людей вижу строки типа: «самый красивый вокзал на южном направлении», «самый красивый вокзал на Московской дороге», «великолепно». В комментариях его обсуждают, делятся мнениями и всё-же приходят к выводу, что он самый красивый. Приятно.
Ещё наш вокзал по типу расположения «островной», то есть пути расположены по обеим сторонам от основного здания вокзала. А таких в России оказывается очень и очень мало. Удивляет многих и то, что вокзальный комплекс состоит из двух отдельных частей, соединённых подземным переходом.

eleyna
Участник
# Дата: 20 Ноя 2009 18:24 - Поправил: eleyna


Спасибо большое за отклик! На втором этаже (по-крайней мере до и после войны) находилась квартира начальника вокзала. Интересно там жить, наверное, было. В пристанционной деревне и то первые часы замечаешь движение поездов (потом привыкаешь и даже не слышишь), а на втором этаже вокзала - уж можно себе представить. Рядом с вокзалом чуть в отдалении, но на линии перрона - тоже по внешнему виду дореволюционное строение - вероятно техническое - без окон, кажется, но архитектурные украшения некоторые есть. Да башня довольно красивая. Почему-то не думала, что она дореволюционная (признаться, мне казалось, что до революции водонапорных башен не было), я была удовлетворена информацией, что до войны она точно была уже. Еще, по рассказам жителей, в Отраде до войны или некоторое время после (точно не скажу, ну может быть годов до 60-х) было вагонное депо (или тепловозное или ремонтное - точно не могу определить). Еще раз спасибо, Киреев!

eleyna
Участник
# Дата: 20 Ноя 2009 20:41 - Поправил: eleyna


Вот ссылка на статью в газете "Московский железнодорожник" автор статьи В. Чубарова, где упоминается Отрада, Оптуха и другие станции. Это воспоминания Александра Леонидовича Генчеля. http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=30010

Kireev
Модератор
# Дата: 21 Ноя 2009 03:23 - Поправил: Kireev


Ух-ты! Вот спасибо. Когда-то мне попадалась эта газета в печатном виде. Прочитав статью, я тогда по какой-то причине не взял её себе. О чем потом долго жалел. Спасибо!

Очень хотелось бы узнать по-подробнее о Александре Генчеле. Читал некоторые его заметки. Попадались статьи о железной дороге, трамвае, что-то по краеведению, о городе Орле. Расскажите об этом человеке если можно. Знаю, лишь, что он был инженером и краеведом.

А башни водонапорные да, дореволюционные. Они часто попадаются на старых снимках станций 19 - нач.20 века. Казалось-бы, зачем так красиво оформлять это инженерное сооружение? Но делали ведь. И всегда они разные, в каждой что-то своё. Да и старые водонапорные башни в самом Орле тоже красивые. Одна сохранилась на территории водоканала, другая (копия её) на Солнцевской улице. Менее красивые есть и в других уголках города.
А в Отраде на станции до недавнего времени были очень старые склады. В этом году ехал мимо, смотрю снесли их. Про депо там не слышал. Интересно. Может где-то проскочит информация.

Alekss
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 20:20


Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?Оно имеет тоже историческую ценность.Как-никак это бывшее здание вокзала первой узкоколейки в России.

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:23 - Поправил: eleyna


Kireev
Про депо там не слышал. Интересно. Может где-то проскочит информация.
И правильно, что не слышали, не было депо, сегодня специально спросила: не было. Как я могла так перепутать. Сейчас только пришла домой сразу сюда: чтобы поменьше людей успело прочитать мою ошибку. Что касается Генчеля, то я сама о нем (скорее о его отце и деде) только недавно узнала, благодаря Елене (в теме об Отраде, она ниже еще видна в списке тем). Вот ссылка на статью об их семье (Орловская правда, 14 июля 2007 г. №113 (24633), "История одной семьи": из рукописи новой книги А. Гольцовой "Орел и орловцы") http://orp.orel.ru/files/downloads/2007/07/1407200 7/7.pdf

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:31


Вот ссылка на статью в газете "Московский железнодорожник" автор статьи В. Чубарова, где упоминается Отрада, Оптуха и другие станции. Это воспоминания Александра Леонидовича Генчеля. http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=30010
Да, это статья в номере за 31 августа 2007 г. "Симфония горячего труда". Так Генчель был железнодорожником? Я заинтересовалась этой семьей в связи с близостью их имения к Отраде, которая меня очень интересует.

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:33


А башни водонапорные да, дореволюционные.
Да, после войны (наверное и до тоже) из башни непосредственно набирали воду: точнее из башни выходила водоразборная колонка с большим и очень тугим (по ощущениям детей того времени, которым приходилось ходить за водой) рычагом.

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:35 - Поправил: eleyna


На втором этаже (по-крайней мере до и после войны) находилась квартира начальника вокзала.
Только не вокзала, наверное, а станции. И, кажется, начальники станции там жили где-то до середины 80-х годов.

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:36


Alekss
Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?Оно имеет тоже историческую ценность.Как-никак это бывшее здание вокзала первой узкоколейки в России.
Оно тоже деревянное?

eleyna
Участник
# Дата: 21 Ноя 2009 22:40 - Поправил: eleyna


Kireev
А в Отраде на станции до недавнего времени были очень старые склады. В этом году ехал мимо, смотрю снесли их.
Это за переездом? Если за переездом - это были здания "Заготзерна".

Kireev
Модератор
# Дата: 22 Ноя 2009 03:34 - Поправил: Kireev


Alekss
Про здание амбулатории на ст.Верховье забыли?
Спасибо. Интересный факт. Обязательно посещу в следующем году те края и любая информация пригодится.

eleyna
Да, склады именно эти. Долго стояли в развалинах и вот снесли их совсем.
Про Генчеля прочитал, ранее написанное в другом разделе и по ссылке. А в первой ссылке, в той статье, мне понравилось, как он подробно и душевно описывает свои детские впечатления от поездке на паровозе, о увиденном на самой дороге.

Alekss
Участник
# Дата: 22 Ноя 2009 14:48 - Поправил: Alekss


На здании тепершеней ж.д.амбулатории на ст.Верховье была отметка о постройке и территория возле ж.д. амбулатории представляло узкоколейную станцию с вокзалом и депо узкоколейных паровозов которое сохранилось с той поры в виде склада.На ст.Ливны депо небыло.

Kireev
Модератор
# Дата: 22 Янв 2010 02:25 - Поправил: Kireev


"СТАНЦИЯ СЕМИНАРСКАЯ".
Старая станция. С того времени, когда в нашем городе появились первые железные дороги (с 1868 года) в Орле было 2 вокзала «Орловско-Витебский» (теперь это нынешний вокзал) и «Елецкий» (нынешняя Семинарка). Эта информация была найдена в книге Г. М. Пясецкого «Забытая история Орла».
В начале 20 века Елецкий вокзал на картах уже назывался как полустанция «Орёл». Встречалось и такое название как «старый Елецкий вокзал». Позднее уже закрепилось название станция Семинарская.
Довоенный вокзал этой станции не сохранился. А нынешний кирпичный, развалины которого там видны и сегодня, построен уже после войны в 1950-х годах.
По своей сути, исторически это была тупиковая станция на которой соединялись два главных пути: в сторону ст. Орёл и в сторону Ельца. То есть поезда следовавшие из Ельца непременно попадали только на Семинарскую. Там паровоз переезжал на другую сторону состава, переводилась стрелка и поезд уже двигался обратно по второму пути в сторону нынешнего вокзала. Там он мог выехать на главную магистраль Москва-Крым.
После ВОВ с этой станции прокладывают ещё одну ветку на станцию Кромскую. Она начиналась на Семинарской – шла за элеватором вдоль оврага – выходила к линии Орёл-Брянск у Афанасьевского кладбища – шла вдоль этой линии в районе всех Курских улиц – и соединялась с линией Орёл-Брянск перед самым мостом через Оку, за которым уже виднелась станция Кромская. Эта ветка позволила безостановочно пропускать поезда сообщением Елец-Брянск. А на станцию Орёл поезда из Ельца всё так-же ехали через тупик. Это неудобство и потерю времени отмечали ещё до революции. И не понятно, почему не сделали прямого выхода линии Орёл-Елец на главную магистраль.
В конце 1970-х все функции Семинарской стала выполнять новая большая станция Лужки-Орловские. Для этого были проложены дополнительные пути. Теперь поезда едущие с Ельца попадают в Лужки, а оттуда могут расходиться на другие направления из нашего горда. Старую ветку на Семинарку намечали разобрать ещё в те-же годы. Но этого не сделали и сегодня, и по ней иногда ещё ездят поезда. В начале 1990-х закрывают ветку Семинарская-Кромская. К концу столетия её разбирают совсем.
Нынешнее положение станции запутанное. Станционные пути хоть и разобраны больше половины, но всё-же есть. Есть и стрелки со светофорами. Но в 1990-х всё управление Семинарской включено в состав соседней товарной станции Орёл-2 (кольцо трамвая №3). Так что формально станция как самостоятельная упразднена и теперь более официально называется примерно как: «Станция Орёл-2, Семинарский парк» (парк - не в смысле зелёные насаждения). Там ещё сохранились какие-то путейские службы, немного специального подвижного состава, небольшое путевое развитие. Есть и маленькая платформа «о.п. Семинарская» на которой останавливаются пригородные поезда «Орёл-Михайловский рудник», Орёл-Елец», Орёл-Ливны».
Название Семинарская думаю пошло от расположенной неподалёку в те годы - Духовной семинарии. Может быть и от глубокого Семинарского оврага который расположен у самой станции.
http://s005.radikal.ru/i210/1001/27/38339f435e2a.j pg

LyHa
Участник
# Дата: 9 Фев 2010 22:11


Спасибо огромное за станцию Семинарскую!!!!

И кстати в Семинарских оврагах во время Великой Отечественной войны прятались местные жители от бомбежек, а так там была тропинка к Афанасьевскому кладбищу

Kireev
Модератор
# Дата: 11 Фев 2010 02:11


Пожалуйста. Поможем, чем сможем :)

LyHa
Участник
# Дата: 11 Фев 2010 19:25


Поможите? Ну тогда наберусь смелость и спрошу, не встречали ли Вы какую либо информацию по кадровому составу станции начала 20 века. Или информацию о частно-служебной застройке за станцией. А то все в архиве не доберусь до материалов по этой станции((((

Pavel
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 16:28


Зная, что здесь есть любители истории транспорта (и ж/д в частности), а также потому, что речь пойдет об уже упоминавшихся ранее местах (Оптуха, Отрада), думаю будет не лишним выложить вот такую информацию:

ЗАБЫТЫЙ БОЛХОВСКИЙ ПРОЕКТ
История узкоколейки задуманной еще до революции, а осуществленной...немцами во время войны, а также о том, почему закрыли узкоколейную железную дорогу Оптуха — Болхов — Ульяновский лесхоз и ветку шахты Ленинская в октябре 1963 года.
URL

eleyna
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 19:55


Pavel
Очень интересная статья, спасибо! Я уже читала упоминание об этой дороге в статье, посвященной истории храма в с. Паслово, пытаюсь найти статью, но не могу пока.

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:07


eleyna
Статья была в газете "Орловская среда" в 2009 году, автор Маслова Елена. Только осторожнее - факты не все, к сожалению, даны проверенные.

eleyna
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:18 - Поправил: eleyna


Elena
Спасибо, Елена, я нашла статью, о которой Вы сказали на сайте Орловской среды, но это другая статья: в ней нет ничего о железной дороге, это другая статья. Ту, о которой я говорю, попробую еще поискать.
И еще: хотелось бы обратить Ваше внимание, если вспомните в другой теме говорили об оОтраде и, в частности, об имении Генчеля. Оно называлось Слободка (вот из сообщения: Леонид Венедиктович Генчель (адвокат, вероятно сын Венедикта Флориановича, который участвовал в организации Орловского филармонического общества, был знаком с Калинниковым и был прототипом Лемма, жил на Болховской) в начале 1890-х годов отдыхал в деревне рядом с Орлом и решил купить эту деревню, как написано, небольшую усадьбу со старым домиком Слободку (?!), которая находилась на территории совхоза Володарский (это ближе к Старой Отраде, чем к станции Отрада, Володарский - это станция следующая по направлению к Орлу). Хозяйство стало образцовым, хорошая молочная ферма. Но в статье называется "Слободка", и говорится, что после революции имение отошло коммуне, затем создан Совхоз (вероятно это и есть Володарский), усадьба пришла в упадок, дом сгорел, сад вырубили.)
Как я поняла и учитывая положение Старой Отрады, это ближе не к станции Отрада, а к поселку Володарский. Так вот в ссылке Павла, в статье, есть карта этой местности (интересно какого года карта). Так вот там рядом со станцией 360 км - указано: Новая Слободка. Значит, все-таки имение Генчеля было ближе к ст. 360-й км, а не к Отраде. Это мое замечание, конечно, совсем не существенно и может быть ошибочно, но все-таки.

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:40 - Поправил: Elena


eleyna
Ну, конечно, все правы: и статья, и Павел, и Вы тоже. :)))))) Я ничего не имею против.
Да только в Актах о национализации имение Генчеля называлось Отрадой, потому что относилось к Отраде.
А вблизи "основной" Отрады имелись маленькие владения, которые назывались общим словом "сельцо". И хозяева их называли уже как угодно: хоть Мой плезир (не Монплезир), хоть Мыс Доброй Надежды, хоть Ледовитый океан, хоть Венера (беру из документов). Но всё равно по официальным документам имение Генчеля проходит как Отрада, и с этим архивным вариантом ничего не поделаешь, о чем я Вам и сообщила, цитируя "Акты".

eleyna
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:40


Нашла статью, в которой тоже упоминается об узкоколейной железной дороге Оптуха-Болхов: это статья "Живая связь времен" авторы руководители отряда "Поиск" В.А. Иванов и С.И. Иванова, статья опубликована в православной газете "Вера Отцов" №4 (65) за 2004 год. Электронная версия номера по этой ссылке: http://www.sbs-orel.ru/old/gazeta/g2004-04.html
Вот выдержка из статьи: "...В трех километрах от Казанского храма у железнодорожной станции Оптуха в 1942–43 годах фашисты сосредоточили на складах большие запасы военного снаряжения, которым снабжали свои части, находящиеся под Мценском и Болховом. До сих пор сохранились остатки фашистской узкоколейной дороги, по которой в Болхов доставлялись боеприпасы, а в Германию вывозился чернозем. Живы еще очевидцы тех грозных лет..."

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:42


eleyna
Ну а что Вы думали - про эту дорогу никто не знает, что ли?! :))))

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:45


eleyna
Я Вам могу только сказать, что материалы основные есть по всем темам, по всем. В краеведческом отделе Бунинки их много. Скажите, и если библиотекарь работает давно (потому что там есть разные люди), Вам дадут почитать, скажут, где.

К сожалению, последнее время нет времени простыни на форум писать. А какие-то очевидные вещи просто пропускаешь.

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:47


eleyna
Поэтому можно вынести искреннюю благодарность кирееву за то, что у него есть возможность снабжать народа знаниями. :)))))

eleyna
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:47


Elena
Ну а что Вы думали - про эту дорогу никто не знает, что ли?! :))))
Я пишу что-то лишнее? Извините.

Pavel
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:52


Elena
знать-то безусловно знают, но и память и знания свои лучше доверять бумаге или сайту в данном случае, т.к. "лучшая память-это карандаш"))))

eleynaистории храма в с. Паслово
Что-то читал такое, да, было...Если вспомню, обязательно здесь отпишу.

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:55


eleyna
Да нет же, конечно, нет!
Просто я рада, что киреев находит время и информирует народ, а Вы, напротив, всем интересуетесь, и это отлично! :))))))

Elena
Участник
# Дата: 2 Мар 2010 20:58


eleyna
Прямо ошарашили меня своим замечанием.
Ну конечно же, нет!! Напротив, Вы - молодец!

 Страницы:  1  2  3  4  5  ...  17  18  19  20  21  »»
 

© Валерий Васильевич (1949 - 2018)
Письмо администратору
Создание сайта: Студия 404