| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /  
 

Сергей Иванович Фёдоров (архитектор)

 
 
Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше »

Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 22 Окт 2013 02:33 | Поправил: Kireev 
1998г.

Нет на сайте отдельной странички, которая рассказала бы нам об этом человеке. Мы часто упоминали его фамилию в различных темах форума сайта. Ссылались на его труды, благодарили, где-то даже ругали. Но как бы то ни было, у меня о нём остались только добрая память. Нет. Я не знал его лично, хоть и был у нас разговор в Валерием Васильевичем ещё в 2005 году о том, что бы навестить Фёдорова у него дома. Но к очень большому сожалению, так вместе и не собрались. Не знал этого человека. Но читал его книги.
Когда-то в, уже кажется, далёком 2001 году купил одну из последних его книг - "Эпоха, памятники, люди". Она вышла очень маленьким тиражом и была в продаже лишь в книжном у Александровского моста. Честно признаюсь - брал её тогда только из-за старых фотографий, ну и предвкушал, что может быть вычитаю чего полезного. Это была вторая моя книга по истории нашего города. А первый основательный фотоальбом (третью книгу) с старыми фотографиями Орла купил лишь полгода спустя. Фёдорова я конечно прочитать сразу так и не взялся. Не те темы волновали тогда не шибко культурного дворового подростка. Но жизнь меняется, годы идут. И вот через пару лет я уже читаю эту книгу по вечерам с большим удовольствием. А чем она отличалась от всех предыдущих его книг (как уже вижу теперь) - в ней он много глав посвятил - своей жизни. Детство, юность, война и архитектура. И писал он очень простым языком, от чего читать книгу было - одно удовольствие. Некоторые главы походили на увлекательный рассказ и погружали в себя целиком.

Как-то не могу выбрать, что именно и как рассказать о Сергее Ивановиче. Пока приведу ниже две небольшие статьи. Первая - это предисловие одной из его книг. Думаю, оно немного расскажет нам о самом авторе. А вторая - газетная статья вышедшая в 2006 году, через год после смерти архитектора:

___"Эпоха, памятники, люди". Предисловие.___
К великой радости истинных любителей истории и архитектуры своего Отечества, любителей необычных воспоминаний, стиля изложения мыслей, неординарности автора, мы имеем возможность держать в руках новую книгу из очень редко встречающегося жанра — автомонографии — известного в нашей стране исследователя истории архитектуры Центральной России Сергея Ивановича Федорова.
Автор книги «Эпоха, памятники, люди» — почетный академик архитектуры, кандидат искусствоведения, известен во многих регионах России проектированием и застройкой городов Центрального Черноземья — Курска, Орла, Белгорода, Мценска, Болхова и других. Еще более известны его исследовательские работы по истории усадьбы князей Барятинских «Марьино», ряда архитектурно-исторических памятников, когда-то расположенных на землях Центральной России. Его любовь и верность раз и навсегда прикипели ко всему истинно русскому в градостроительстве, литературе, театре, музыке, искусстве. Эти чувства автор пронес сквозь весь двадцатый век с его революционными, военными и порой трагическими ветрами, веявшими над всей планетой, но особенно над Россией. Родившись в начале второго десятилетия нашего века и пройдя через сложные и трудные для России времена нынешнего столетия, Сергей Иванович Федоров сохранил юношески чистую и высокую память обо всех людях, с кем сводила его судьба, романтические представления об исторических ценностях — либо потерянных для России навсегда, либо восстанавливаемых сегодня.
По-хорошему завидна как профессиональная, так и творческая биография С. И. Федорова, связанная с Центрально-Черноземным регионом нашей страны. Уйдя в 1941 г. добровольцем на фронт из Курска, автор вернулся в этот город уже после учебы в Московском архитектурном институте и аспирантуре Академии архитектуры СССР.
Неуемная любовь к родным местам способствовала сочетанию архитекторской работы всех ступеней (от рядового архитектора до главного городов Курска — 50-е и Орла — 50—60-е годы) с научно-исследовательской, итогом которой стала кандидатская диссертация, а затем написанные в разные годы 20 книг и 400 статей о градостроительстве, архитектуре, истории архитектурных памятников, исторических личностях, имевших непосредственное отношение к застройке территории Центральной России. За долгие годы своей работы в качестве архитектора С. И. Федоров создал свыше 160 проектов, из которых 115 осуществлены в натуре. Каменная вязь зданий, построенных по проектам автора данной книги, украшает сегодня прекрасные города русской провинции. Автомонография «Эпоха, памятники, люди» — эта новая книга — переработанное и дополненное издание предыдущих книг С. И. Федорова «По следам легенд и утрат», «Записки из фронтовой сумки», «Эхо минувшего времени», но производит впечатление заново написанной книги, ибо все материалы основательно переработаны и в определенной степени переосмыслены. В содержание новой книги включены неопубликованные ранее главы: «Город Орел», «Монументальная Тургениана», «Потусторонние эпилоги», «Нетрадиционные мысли», «Анна Керн и Александр Пушкин в Орле», «Встречи с графом Н. Н. Каменским», «Воспоминания о Марьине» и др. Один только перечень всех тем, которые автор затрагивает в своей книге, свидетельствует о широте познаний, интересов и любви к российской культуре, а главное — о желании поделиться всем этим богатством с читателем и оставить добрую память о своих друзьях и соратниках. Очень важное качество автора мы можем увидеть в его новой работе: пройдя сквозь все ухабы и выбоины трудной и сложной судьбы России, С. И. Федоров не клянет прошлого, не бранит власть имевших и имеющих (как это стало модно сплошь и рядом в последнее десятилетие) за то, что накрывали дорогу к воплощению замыслов и некоторых проектов, не стенает по поводу потерянных сил и времени на защиту своего детища. Он вспоминает с признательностью людей, разделявших его мысли, помогавших их исполнению и способствовавших рождению авторских творений, украшающих до сегодняшнего дня многие города России.
Тяжело и трудно пока еще доходит до всех нас мысль о ценности каждого человека, живущего на Земле. В недалеком прошлом советская литература и публицистика основывались на лозунге исторической миссии масс, роли народа как двигателя общественного прогресса, забывая о том, что и массы, и отдельные народы, нации состоят из личностей, каждая из которых настолько уникальна и неповторима во все времена существования человека на планете. Ученые давно установили, что каждый живший, живущий и тот, кто еще будет жить когда-то на нашей Земле, человек обладает одним-единственным генетическим кодом, который природа больше никогда не повторяет. Но об этом за иллюзиями «мировой революции» некогда было думать. И потому ценность предлагаемой читателю книги: автор обращает внимание не только на архитектурные особенности того или иного российского города, но и раскрывает перед нами духовно богатые души и самые различные судьбы своих сверстников, таких же людей, талантливых и простых в своей культуре общения, как и он сам. Не политические лицедеи, стоящие во главе государства и местных органов власти, а именно такие личности, о которых пишет в своей книге С. И. Федоров, определяют характер нации, народа и облик заселенной ими страны.
Сквозь череду времени, образов самых разных людей, размышлений об архитектуре красной нитью проходит любовь автора к провинциальным городам России: Кирсанову, Курску, Орлу, Белгороду, Мценску, Болхову, усадьбе-санаторию «Марьино». Не одни Москва да Санкт-Петербург в России строились. Свою исторически-художественную ценность имеют ее «малые» города, являвшиеся в давние времена либо пограничными заставами, либо центрами, стоявшими на торговых путях между Западом и Востоком, Севером и Югом. Вся прелесть рассказов автора об этих городах состоит в раскрытии особенностей постройки зданий и исторической их судьбы в XX столетии. Нельзя не согласиться с затаенной i не высказанной впрямую мыслью автора о том, что каждый российский город и даже небольшой городок — это музей под открытым небом, неповторимый и значимый для всех поколений россиян. Очень бы хотелось надеяться, что власти и народ во всех концах страны великой наконец осознают ценность того, что было создано историей, и будут стремиться сохранить их на века, как это делали наши предки.
Для книги характерен великолепный русский язык. Его неординарность, отсутствие штампов, стилистических повторений создают у читателя удивительный комфорт, заставляя невольно возвращаться к уже прочитанным страницам.
В книге значительно расширен справочно-научный аппарат, иллюстрации и библиография, что имеет большое значение. Читателю будет, надеюсь, интересно узнать, что в ряде российских архивов открыты фонды материалов С. И. Федорова, куда время от времени поступают документы из его личного архива. Это национальное достояние может стать основой многих научных изысканий молодых ученых.
Книга «Эпоха, памятники, люди. Автомонография архитектора» читается легко и будет интересна и полезна самому широкому кругу любителей необычных публикаций.
______________________________________________
Э. Б. Ершова, доктор исторических наук, профессор Государственной академии управления им. Серго Орджоникидзе.
Москва. Август, 2000 г.

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 22 Окт 2013 02:46 | Поправил: Kireev 
___Памяти архитектора.___
22 сентября — годовщина смерти известного орловского архитектора, ученого и деятеля искусств — Сергея Ивановича Фёдорова. Все, кто его знал, а знала его вся культурная общественность нашего города, согласятся, что это был исключительный человек. Многие помнят его блистательные выступления, лекции и публикации. Многие обязаны ему как творческому наставнику, бескорыстному, мудрому советчику. Сменяются эпохи, уходят люди, остаются памятники...
Памятники — это его книги, это Кривцовский мемориал, это усадьба-музей Марьино, это десятки безупречно исполненных графически проектов, но самое большое наследие—документальное. Он был непревзойденным документалистом, собирателем, летописцем, литератором, мастером историко-монографического жанра. На девяносто первом году жизни он сохранял запас интеллектуальных и физических сил, горение сердца, был полон новых творческих замыслов...
И снова — мягкий, теплый сентябрьский день. Вот знакомый маленький скверик внутри двора, подъезд «сталинки» с широкой лестницей. Помню, как Сергей Иванович встречал меня на пороге, быстро и широко распахивал дверь, гостеприимным жестом и улыбкой приглашая войти. Внутри его «Наутилуса» (так он сам называл свой дом) все по-прежнему. Хранительница памяти Лидия Митрофановна Оболенская, близкий друг, секретарь и помощник, не позволяет ничего менять. Пока здесь все так, как было при нем. Сквозь высокое окно льется свет, у окна шезлонг — единственное кресло для гостей, стеллажи с книгами, круглый стол с бархатной скатертью, на стенах фотографии и картины в рамах, гипсовые пальметки, букеты осенних листьев, керамическое блюдо — подарок Жанны Травинской. На стуле у софы книги и журналы, которые он читал перед своей последней поездкой в Марьино. Вспоминаю его неподражаемый голос, величественную фигуру, беседы о литературе и искусстве.
Каждая веха его жизни достойна памяти и описана в его же книгах. Фронтовик, он с двумя контузиями и ранением дошел до Берлина, был первым советским архитектором, осмотревшим рейхсканцелярию Гитлера. Восемь лет, с 1958 по 1965 год, Сергей Иванович Федоров был главным архитектором Орла, сотрудничал с ленинградскими проектировщиками — авторами генерального плана развития города — и принимал участие в его воплощении. Основные магистрали современного Орла, его скверы, парки, композиционные узлы исторического центра рождались при его непосредственном участии. В последние годы Сергей Иванович отлично понимал, что некоторые дома-монстры начинают уродовать город. Он много писал в защиту архитектурных памятников старины. Был первым руководителем областного отделения Всероссийского общества охраны памятников культуры и искусства. Он мыслил смело и широко, придавая каждому объекту масштабность и значимость. Преподавал на строительном факультете машиностроительного института, руководил дипломными проектами. Своими первыми шагами в искусствоведении и литературном творчестве я тоже обязана ему.
Он не был одиноким, жалким стариком, таким не позволяла ему стать его интеллигентность, высокая культура, духовная и творческая связь с миром, природный разум и самодисциплина. И все же он нуждался в опеке и внимании. Такую опеку и заботу давали ему две женщины: Лидия Митрофановна Оболенская и Жанна Анатольевна Травинская, они приходили к нему каждый день по зову сердца. Вспоминает художник-керамист, председатель секции декоративно-прикладного искусства Орловского областного отделения Союза художников России Ж. А. Травинская:
— Наша дружба с Сергеем Ивановичем началась, когда он был главным архитектором города. Однажды он пригласил нас с мужем на заседание градостроительного совета, где рассматривались проекты московских архитекторов, познакомил с авторами, завязался творческий контакт. Мы были начинающими художниками, а поддержка Федорова сыграла огромную роль в моем становлении как мастера. Сергею Ивановичу требовалась помощь в ксерокопировании, отправке писем, но больше всего ему не хватало личного человеческого общения. К нему приходили Р. М. Алексина, Г. Б. Курляндская, В. И. Костин, В. Л. Цветков, рядом все время была Л. М. Оболенская. Это был кружок орловской интеллигенции, где обсуждались новые публикации, читались вслух книги. Сергей Иванович был душой этих вечеров. Он обладал энциклопедическими знаниями, интересовался разными сферами жизни, угощал всех своим знаменитым борщом... Теперь его с нами нет. Наверное, это символично: он умер там, где жила его творческая душа. Более тридцати лет Сергей Иванович посвятил бывшей усадьбе князей Барятинских — Марьино в Курской области. Руководил работами по восстановлению дворца и парка, вместе со скульптором В. П. Басаревым создал убранство аллей парка и интерьеров дворца. Последняя его поездка в Марьино стала роковой...
Творческое наследие почетного академика архитектуры, кандидата искусствоведения огромно: 26 книг, большинство из которых издано в Орле, а некоторые удостоены дипломов международных книжных выставок, 152 архитектурных проекта, из которых 112 осуществлены постройкой, масса газетных и журнальных публикаций, личный фонд в ГАОО насчитывает более 1000 единиц хранения. Книги С. И. Федорова, посвященные городу Орлу и малым городам Орловской области, помогут краеведам, историкам и людям искусства. Всем, кто его знал, стоит поклониться памяти замечательного человека.
_______________________________
Наталья Петрованова. Газета, 2006г.



Как сам писал в книге - он очень искренне любил свою маму. Пока мог - до последнего регулярно навещал её могилу на кладбище. И по его же завещанию он был похоронен рядом с мамой - на Троицком кладбище города Орла...

Автор AVP
Участник 
#3 | Дата: 28 Фев 2014 15:12 
Я довольно долго дружил с Сергеем Ивановичем.
Храню подаренную с автографом книгу
"Эпоха, памятники, люди" и другие. В Курске, с которым его связывали долгие годы работы, книга была воспринята неоднозначно, и журналистка Т. Грива, выступила с критической статьёй, назвав ее "перепевами" из ранее опубликованных книг и тд. После этого, Сергей Иванович и так имевший большие обиды к Курску, написал мне "прощай Курск, прощай навсегда!".

Автор AVP
Участник 
#4 | Дата: 28 Фев 2014 15:14 
В Курске у него живут бывшая супруга, дочь, внучка.

Автор admin

Администратор 
#5 | Дата: 28 Фев 2014 18:19 
Молодец Kireev
Давайте выкладывать то, что у нас есть о Сергее Ивановиче. Особенно интересно было бы узнать что-то об этом человеке от тех, кто его знал лично. AVP , возможно расскажет нам о том, как он познакомился с Сергеем Ивановичем, может быть, работал вместе.

Автор Kireev

Модератор 
#6 | Дата: 28 Фев 2014 23:42 
Выкладывал такой материал в виде скана в другую тему сайта. Но тут будет более к месту и лучше текстом:

ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ С. И. ФЕДОРОВА
Род. 20 января 1915 г.
Образование: Московский архитектурный институт (1938—1941; 1946— 1949)
Военно-инженерная академия Красной Армии (1942)
Университет марксизма-ленинизма (1950)
Аспирантура Академии архитектуры СССР (1964—1969)
Ученая степень: кандидат искусствоведения (16.01.69)
Почетные звания: почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук с 17.5.96 г. почетный член ВООПИиК с 24.01.96.
Основные должности:
главный архитектор Курска (1950-е гг.)
главный архитектор Орла (1950—60-е гг.) главный архитектор пр. инст. НИИ «Гипронисель-пром» (1970—80-е гг.)
Общественная работа: председатель городского и областного советов Орловского отделения ВООПИИК (1965—1982) организатор и председатель Орловского архитектурно-художественного совета 1961 г. и по настоящее время член градостроительного совета внештатный корреспондент «Орл. правды» с 1958 г.
Авторские работы: 160 архитектурных проектов, из которых 112 осуществлены строительством в городах Курске, Орле, Симферополе, Запорожье, Кисловодске, Ленинграде, Москве, на Дальнем Востоке в Маньчжурии и Прибалтике.
20 книг по вопросам градостроительного искусства, архитектуры и краеведения. Из них пять монографий удостоены Почетных дипломов на Всероссийских конкурсах на лучшую книгу:
«Архитектурные образы Орловщины» 1982
«Архитектурные очерки Курского края» 1982
«Марьино» князей Барятинских» 1994
«Записки из фронтовой сумки» 1995
«Эхо минувшего времени» 1997
Рукопись «Эпоха, памятники, люди»
Ветеран и инвалид 2-й гр. ВОВ и труда (22 правит, награды). Преподавал во ВЗМИ курс архитектуры и истории искусств с 1965 по 1980 гг.
Воинское звание — майор инженерных войск РФ в отставке.

Сооружение памятников (в соавторстве со скульпторами)
1—3 - В.И. Ленину — в Курске, Орле, Кромах.
4 - М.Г. Медведеву — в Орле
5 - Танкистам — в Орле
6 - Скорбящая Мать — в с. Русский Брод Орловской области
7, 8, 9,10 - В.Н. Лаврову, Большая пирамида. Обелиск Славы с Вечным огнем, Православный Крест и Скорбящая Мать на братских могилах Кривцовского мемориала в Орловской области.
11 - Е. П. Федоровой — на Троицком некрополе г. Орла
12 - С. М. Каменскому (проект) — на площади Каменского в г. Орле
13 - И. С. Тургеневу — в г. Мценске
14—15 - Статуи Венеры Марьинской и Диониса в санатории «Марьино».
16 - Проект князю И. И. Барятинскому в «Марьине».
Выписка из личного фонда Р. № 3505 ГАОО.
20.7.2000 г.

И выше опубликованные фотографии ещё раз одной строкой:

Автор Kireev

Модератор 
#7 | Дата: 28 Фев 2014 23:57 | Поправил: Kireev 
AVP
журналистка Т. Грива, выступила с критической статьёй, назвав ее "перепевами" из ранее опубликованных книг и тд.

С чего это гриве взбрело в голову, что это именно "перепевы"? Да, у Фёдорова некоторые главы повторялись во вновь изданных книгах похожей тематики. Но!
Во первых: она в разы больше по объёму ранее издаваемых им книг. Зачастую это были небольшие книжечки в мягком переплёте. Дополнена многими новыми главами и доработанными старыми, много редких фотографий. Во-вторых: добрую часть этой книги автор посвятил рассказу о себе. Начиная ещё со своих родителей, о своей юности, о творческом пути, о военных годах. Именно эти главы лично мне показались очень интересными и читались как увлекательный рассказ (автор пишет лёгким и простым языком). Ну и в третьих - книга вышла уже в наше время и в ней уже смело, без всякой цензуры даётся профессиональная оценка градостроительной деятельности в советский период.
Чувствовалось, как много души вложил автор в эту одну из последних его книг. Возможно что-то предчувствовал и попытался сохранить на книжных страницах биографию всей своей долгой и интересной жизни. А тут такие "заявки" от некогда родного и близкого города...

Эх, дорогой Admin. А ведь ещё тогда, в 2005 при первых встречах мы вспоминали о Фёдорове, даже обдумали, как бы хорошо сходить к нему вместе. Кто же знал, что так скоро...
AVP, расскажите конечно, если есть возможность, о вашем знакомстве. Будет интересно почитать.

Автор AVP
Участник 
#8 | Дата: 1 Мар 2014 10:08 
А "с того" и взялось!
Статейка гнилая, но большая, она у меня вклеена тоже в эту книгу как память, надо ее сюда выложить...
Обязательно расскажу и фото у меня сохранились..
Кстати архив Сергея Ивановича, кто знает куда делся?

Автор Kireev

Модератор 
#9 | Дата: 1 Мар 2014 13:44 
Кстати архив Сергея Ивановича, кто знает куда делся?

А какой именно? При жизни он большую часть своих материалов передал в ГАОО, там есть целые его фонды. Часть в краеведческий. А вот что осталось после его смерти, тут широкому кругу не известно. Интересно, что сейчас с его квартирой? Слышал, что после смерти Фёдорова квартира оставалась не тронутой и за ней ухаживали известные женщины из числа культурной общественности города.

Автор AVP
Участник 
#10 | Дата: 8 Июл 2014 21:45 
Домашний архив Сергея Ивановича частично обработан и передан в ГАКО, частично еще готовится к передаче.

Автор AVP
Участник 
#11 | Дата: 19 Янв 2016 14:35 | Поправил: AVP 
Наконец-то добрался до своего архива на Новогодних праздниках, нашел статью упоминаемой журналистки Гривы...

выложу обязательно...

Автор Kireev

Модератор 
#12 | Дата: 20 Янв 2016 02:50 
AVP
Если можно. Интересно было бы почитать.

Автор AVP
Участник 
#13 | Дата: 20 Янв 2016 20:53 
отправил скан админу с просьбой выложить тут

Автор admin

Администратор 
#14 | Дата: 20 Янв 2016 22:54 | Поправил: admin 
"Городские Известия" №101 • 14 августа 2001 года, вторник

Были и небылицы о Курске

(полемическая рецензия)

Довелось мне недавно взять в руки новое мемуарное издание «Эпоха, памятники, люди» Сергея Федорова. Написанная на документальной основе с использованием дневниковых записей, строк из писем. Книга охватывает широкий пласт российской культуры, событий и явлений XX века. Можно только поражаться цепкости памяти, широте познаний и интересов 86-летнего автора – ветерана войны и труда, окончившего в то еще время Московский архитектурный институт, позднее получившего ученую степень кандидата искусствоведения и удостоенного звания почетного академика архитектуры.
И хотя эта объемистая, хорошо полиграфически исполненная книга выпущена в Орле, она наверняка привлечет внимание и курян, ведь судьба Сергея Федорова, старейшего российского архитектора, тесно связана с Центрально-Черноземным регионом, с соловьиным краем. В 30-х годах Сергей Иванович начинал свой профессиональный путь в Курске, а в середине 50-х был его главным архитектором, поэтому несколько глав в сборнике посвящено нашему городу и его зодчим.

Активный пропагандист дворянского культурного наследия и лучших образцов советской архитектуры знакомит читателей с тем, как возникли и развивались центры древних русских городов - Курска, Орла, Белгорода, в планировке и застройке которых непосредственно участвовал сам Федоров. С ностальгией вспоминает он о своих товарищах по довоенной и послевоенной работе в Курском обл-проекте, проиллюстрировав этот раздел групповыми фотографиями, а также снимками исторических зданий и послевоенной застройки в Курске.

Рассказывает мастер и о человеке необычной биографии А. Домбровском (1882-1952), уроженце Рыльска, став¬шем флотоводцем, с которым судьба счастливо свела Федорова в Курске. К слову сказать, на административном здании знаменитой «шестерки» (Красная ппощадь, 6) недавно установлена мемориальная доска, сообщающая о том, что в этом здании с 1943 по 1948 годы работал Алексей Владимирович Домбровский, активный участник русско-японской войны, внесший большой вклад в развитие отечественного флота.

Мемуарист отдает также должное своему наставнику в архитектуре известному курскому зодчему А. Шуклину (1908 -1977). Автор проекта самого красивого монументального здания в Курске - Дома советов, Алексей Григорьевич в 1947 году был удостоен за свою работу республиканской премии.
Каждый город, даже небольшой, - это неповторимый музей под открытым небом. Ценная мысль автора в полной мере относится и к Курску и раскрывается на конкретных примерах, в частности, в главе «Историческая летопись храма». Со смешанным чувством удивления и недоумения прочитала я о судьбе центрального архитектурного ансамбля Курска -Знаменского собора. Как исследователь Сергей Иванович заслуживает похвалы за то, что со ссылкой на архивные источники развеял краеведческий миф, приписывавший авторство этого культового сооружения видному петербургскому зодчему XIX века А.Мельникову.

А во второй части главы в подробностях описывается, как в начале 50-х годов XX века проводилась реконструкция Знаменского собора под двухзальный кинотеатр «Октябрь», спроектированный самим автором книги. Он не скрывает, насколько дорого ему его детище. И хотя работа была выполнена качественно, и кинотеатр долгое время служил горожанам культурным центром, все же в 1992 году восторжествовала историческая справедливость: храм был передан истинному хозяину - Курской епархии. Ныне, как известно, внутри собора и снаружи идет реставрация для воссоздания прежнего облика храма, что вызывает... яростный протест почетного академика архитектуры. Прекрасно осведомленный от своих курских знакомых, в том числе от автора этих строк, о том, что интерьер полностью переделан и что в обновленном храме уже проводятся службы, Федоров тем не менее включил в книгу свою статью из «Курской правды» восьмилетней давности, в которой пространно рассуждает, как, на его взгляд, следует проводить реставрацию здания, чтобы «бережно, по-хозяйски сохранить все то, что было сделано с умом, добротно, красиво, и что удобно и экономично может быть использовано в возрождаемом храме». Эти советы, возможно, были бы уместны в начале 90-х, но к чему они сейчас, коль «поезд ушел»?

Каково же резюме архитектора, рату¬ющего за сохранение культурных ценностей? Оно изложено в постскриптуме к главе «Историческая летопись храма»: «Злодеяние совершилось... Огромны моральные, материальные и культурные потери, вызванные бездумным разрушением кинотеатра «Октябрь» и всей этой ненужной реконструкцией. История пригвоздит к позорному столбу современных курских геростратов».
(Выделено мною - Т.Г.).

Вот те на! А как же, позвольте, назвать тогда тех безбожников, по чьей команде еще в 30-е годы были разрушены башенки вокруг главного купола, уничтожены парные колокольни, сброшен с высоты колокол? Тех, кто давал указание, надругавшись над собором и чувствами верующих, превратить его в кинотеатр? И тех, кто активно участвовал (в первую очередь сам Федоров) в воплощении антигуманного по сути госзаказа?
История, действительно, разберется в том, кто прав, а кто виноват. Но выпады уважаемого архитектора в адрес курских проектировщиков и реставраторов столь некорректны и необоснованны, что как-то даже неудобно говорить о том, что он выдает белое за черное, а день за ночь, ведь «Кесарю кесарево, а Богу богово».
Резкие высказывания, окрашенные ложным пафосом, автор книги позволил себе и по отношению к святому для всех курян Мемориалу павших на улице Карла Маркса.
Мемориальный комплекс, вступивший в строй в 1984 году, получил одобрение курян, в том числе у профессионалов. Трудно не признать, что в лаконичных, но выразительных архитектурных формах достойно увековечен подвиг советских воинов в боях за Курск и в сражениях на Огненной дуге.
Чем же в этом случае недоволен орловский архитектор? Процитирую его строки из главы «Новые берега»: «Каждый раз, когда бываю в Курске, еду на могилу моего отца, находящуюся в пятнадцати метрах от помпезной показухи мемориала и, к счастью, уцелевшую от поругания. Ведь сотни могил оказались под гранитными плитами, под которыми покоятся кости нескольких поколений курян. Теперь их бодро топчут посетители мемориала».

Язвительные строки, рассчитанные на непосвященных, - явная ложь, опровергнутая в беседе со мной автором проекта мемориала, заслуженным архитектором России, почетным академиком архитектуры Марком Теплицким.
Марк Львович не отрицает того, что при сооружении мемориала в зону создававшейся центральной аллеи попали могилы (десятки, а не сотни), но все они до одной, по согласованию с родственниками умерших и погибших, были бережно перенесены в сторону, хотя и остались на территории мемориала. Так зачем же писать небылицу и тем самым бросать тень на курян, создавших скромный, без лишнего пафоса, но впечатляющий комплекс, куда в дни всенародных праздников приходят тысячи людей?
Федоров, переехавший в Орел еще в 1958 году, судя по всему уже давненько не бывал в Курске, а если и бывал, то только проездом на пути к своему любимому Марьино. Ведь нелепо же выглядят его рекомендации курянам о необходимости проведения «научной реставрации» Нижней Троицкой церкви на улице Гайдара и примыкающему к ней памятнику архитектуры XVII века – палат воевод Ромодановских. Да будет известно Сергею Ивановичу, взирающему на Курск с берегов Оки и Орлика, что упомянутая церковь, в которой ранее находился планетарий, в 1994 году переданная Курской епархии, давно приведена в порядок и действует, а в бывших палатах, профессионально отреставрированных, с 1995 года работает Курский областной археологический музей. Зачем же недостоверной информацией сбивать с толку курян и вводить в заблуждение орловских читателей?

Все эти и другие его, мягко говоря, назидания совершенно не вяжутся с аннотацией: «Книга актуальна как достоверный исторический источник, принадлежащий к редкому автобиографическому жанру архитектурно-исторической и искусствоведческой публицистики».
Что касается жанра, то уважаемый орловский метр с немалой претензией представляет ее как «Автомонография архитектора».
В энциклопедическом словаре читаем: «Монография - научный труд, посвященный исследованию одной темы». Это определение никак не подходит к книге «Эпоха, памятники, люди», напоминаю¬щей «сборную солянку» из разрозненных мемуаров о своей жизни, пути в архитектуру, встречах с интересными людьми, описаний архитектурных проектов, взглядов на искусство, литературу, музыку и многое другое, что вызывает определенный исторический, краеведческий, но вовсе не научный интерес.

Автор admin

Администратор 
#15 | Дата: 20 Янв 2016 22:58 
«Искусствоведческой» публицистики в книге хоть отбавляй, но какого она уровня?! Я уже познакомила читателей с образчиками авторского стиля. Особенно хлестко обрушил Федоров словесный террор на евреев и людей со смешанной кровью, так называемых мемзеров (полуевреев), причастных в прошлом к уничтожению национальных ценностей и разрушениям русской культуры. А русских, приложивших к этому руку, разве было мало?
Затем он переходит к развенчанию отдельных личностей. Досталось сполна не только вождям революции Ленину и Сталину, их соратникам, но и деятелям российской культуры. С гневом и пристрастием воинствующий антисемит оскорбляет честь и достоинство М.Плисецкой, Ю.Нагибина, Е.Евтушенко, А. Рыбакова, Р. Щедрина, М.Шатрова и других, творчество которых не переносит на дух, а произведения двух последних считает «фальшивыми, антихудожественными изделиями, полуплагиатами». Известного зодчего, народного архитектора СССР Бориса Иофана автор без всяких обиняков называет бездарным, а лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына пытается унизить, цитируя грязные нападки на писатепя никому не известных литераторов Вл.Нилова, Н.Коняева, А.Кротова. И дополняет свою «зарисовку» об Александре Исаевиче, которого он увидел на встрече с общественностью Орла в 1994 году: «Осталось впечатление от всего этого шоу, что «человек с патриотической бородой в рубахе под Толстого» - это опереточная фигура. Такой он остался в воспоминаниях многих орловцев» (Так ли уж «многих»?)

Уверовав в собственную исключительность, автор устроил словесную экзекуцию личностям, составляющим цвет российской культуры, зная, что «иных уж нет, а те – далече».
Но как допускает тиражировать нелепости и низкопробные умозаключения издательство – Орловской государственной телерадиовещательной компании, выпустившее в 2001 году названную книгу?
Утомляют повторы одних и тех же назойливых мыслей и примеров в главах: «Крушение кумиров», «Раздумья о дворянской культуре», «Уничтоженная архитектура», «Реквием храму Христа Спаситепя в Москве», «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы».
Те, кто знаком с творчеством Федорова, вправе упрекнуть плодовитого литератора (им издано уже два десятка книг мемуарного и просвещенческого характера) в том, что из сборника в сборник кочуют перепевы любимых им тем, даже целые главы. Вот и на этот раз автор не смог удержаться, чтобы не сесть на своего верного «конька», и в который уже раз дублирует повествование о «Марьино князей Барятинских», хотя этой курской жемчужине он посвятил несколько отдельных книг и множество статей, опубликованных в курской и орловской прессе.
Но это еще что! Сергей Иванович прибегает вообще к запрещенным приемам. Книгу «Записки из фронтовой сумки» (1995) он, что называется, «под копирку» перенес в следующую свою работу «Эхо минувшего времени» (1997), а та без каких-либо исключений перекочевала в сборник «Эпоха, памятники, люди». Хотя в предисловии сказано, что издание переработано и дополнено, но добавлено всего несколько мелких главок да хвалебные статьи о себе самом из местной прессы.
Все три книжки-близнецы, вышедшие в свет в одном издательстве, подарены мне автором. Надо было бы написать благожелательную, а то и комплиментарную рецензию. Увы, таковой не получилось, уж слишком заметны промахи маститого автора, чтобы о них можно было умолчать.
Ценю творческое долголетие мастера и отнюдь не перечеркиваю его архитектурных заслуг, но, на мой взгляд, за последние годы Федоров ничего нового, заметного на литературном поприще не создал, а просто удачно эксплуатирует (при спонсорской поддержке администрации Орловской области) найденную им однажды тему.
Впрочем, эта критика придирчивого рецензента может не иметь существенного значения для тех, кто впервые соприкоснется с мемуарным творчеством и духовным миром известного в наших краях исследователя истории архитектуры. В конце концов, у каждого читателя могут сложиться свои впечатления и выводы о ценности издания, которое Сергей Федоров считает своей «лебединой песней».

Тамара ГРИВА, член Союза журналистов России, почетный работник культуры и искусства Курской области.

Страница  Страница 1 из 2:  1  2  Дальше » 
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /
 Сергей Иванович Фёдоров (архитектор)

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 3
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 160 [4 Дек 2019 07:35]
Гости - 160 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх