| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /  
 

Николай Поликарпов

 
Автор admin

Администратор Муж.
#1 | Дата: 21 Ноя 2010 18:24 
Из книги А.Полынкина "История орловского края в лицах"

Авиаконструктор Николай Поликарпов
1892 – 1944



На международном конкурсе разведывательных машин, который проходил в 1930 году в Иране, самолет его конструкции P–5 занял первое место, победив за явным преимуществом своих крылатых конкурентов из Англии, Франции, Голландии, и по праву стал лучшим разведчиком мира, а ряд стран приобрел для своих воздушных сил эту машину.
Выдающийся ученый-авиаконструктор, имя которого узнали тогда в Европе, родился в многодетной семье небогатого сельского священника, и ему с детства уготована была такая же судьба. Однако, закончив духовное училище в Ливнах и проучившись четыре года в духовной семинарии, он сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и выбрал светскую жизнь, хотя совсем рядом с Богом.
Ко всем экзаменам он готовился самостоятельно, беря уроки лишь у преподавателя математики, который потом говорил, что за сорок лет педагогической деятельности он не встречал более одаренного и собранного ученика.
По конкурсу аттестатов он поступил в 1911 году в Петербургский политехнический институт имени Петра Великого, получив по окончании его диплом инженера-механика первой степени и закончив одновременно курсы авиации и воздухоплавания.
Дипломный проект выпускник писал на тему, связанную с конструированием паровых двигателей, и потому собрался служить на флоте, но его направили на Русско-Балтийский вагоностроительный завод.
Карьера молодого инженера начиналась под руководством известного конструктора Игоря Сикорского, который, оценив талант и организаторские способности начинающего специалиста, назначил его заведующим производством по постройке первых в мире больших самолетов «Илья Муромец». Эмигрируя в 1919 году в США, Сикорский приглашал с собой своего помощника, но тот категорически отказался.
В 1923 году 30-летний конструктор создал первый советский истребитель И–400 («И-1»), за которым потом последовали другие, а созданные вскоре И-16 и И-153 были одними из лучших в мире в 30-ые годы XX века, в чем убедились немецкие и японские летчики во время боев в Испании и на Халхин-Голе.
На И-16-ых и И-153-их советские летчики начинали Великую Отечественную войну, а воевавший на И-16 Борис Сафонов в 1941-1942 годах совершил 224 боевых вылета, лично сбив 30 и в группе – еще 3 фашистских самолета, став первым в истории войны дважды Героем Советского Союза.
«Королю истребителей» (такое прозвище получил конструктор среди коллег и летчиков) дважды за его заслуги в области самолетостроения присваивали Сталинскую премию 1-ой степени, а в 1940-ом вручили Золотую Звезду Героя Социалистического труда под №4.
Только в последние четыре года жизни он создал: двухмоторный истребитель сопровождения, двухмоторный ночной бомбардировщик, десантный планер и пушечный скорострельный истребитель И-185, но самым известным его самолетом остался созданный в 1928 году учебный У-2, после смерти ученого получивший первые две буквы в названии от его фамилии – ПО-2.
У-2 (ПО-2) выпускался серийно в течение 25 лет подряд (с 1928 по 1953 год), и за это время было выпущено более 30 тысяч самолетов, на которых молодые летчики учились, на нем развозили почту и другие грузы, опыляли ядохимикатами поля. А во время Великой Отечественной войны был создан первый в мире женский бомбардировочный полк, летчицы которого, летая на ПО-2, совершили 24 тысячи боевых вылетов и сбросили на врага 3 миллиона килограммов бомб. За это 23 героических женщины получили звание Героев Советского Союза.
Сам конструктор, создавая самолеты, долгое время не умел летать на них, но в 1935 году, в 43-летнем возрасте, окончив летную школу и получив звание пилота четвертого класса, частенько совершал полёты на подаренном ему правительством самолете на свою дачу в поселок Снегири.
В 30-ые годы его самолеты первыми поднимал в воздух Валерий Чкалов, погибший во время испытаний очередного истребителя И-180, так и не пошедшего в серийное производство.
Если бы Николай Николаевич Поликарпов не стал выдающимся создателем самолетов, то он, возможно, сделал бы карьеру художника, чертежника или музыканта (он прекрасно играл на флейте), но мы знаем уроженца села Калинино Ливенского уезда Орловской губернии именно как авиаконструктора, который в числе немногих других заложил основы советского самолетостроения, традиции которого сохраняются и сейчас – в новой России.
Умер он после тяжелой болезни на 53-ем году жизни и похоронен был на Новодевичьем кладбище.
Стоят памятники Поликарпову – в селе Калинино, в Орле и Ливнах, ходит по рекам России сухогруз «Авиаконструктор Поликарпов», написаны о нем книги – это память о человеке, который всю жизнь стремился в полет.

История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /
 Николай Поликарпов

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гостей - 1
Форумчан - 1 [ Человек 19 ]
Максимум когда-либо в эфире: 38 [7 Янв 2024 02:45]
Гостей - 37 / Форумчан - 1
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
Top.Mail.Ru
↑ Наверх