| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /  
 

Святитель Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800-1857)- «истинно православно-русский архипастырь, именитый для рус

 
Автор nadezda

Участник 
#1 | Дата: 19 Июл 2018 22:41 
Святитель Иннокентий Херсонский ( в миру Иван Алексеевич Борисов)- был известен в России как знаменитый богослов и проповедник, названный русским Златоустом Светлый ум, обширная память, творческое воображение, необыкновенное красноречие, величественный и благолепный вид святителя привлекали к нему всех, кто с ним общался.
При архиепископе Иннокентии состоялось прославление чудотворной Касперовской иконы Божией Матери. Им же были установлены особые крестные хода с этим чудотворным образом. Святитель также составил акафист Покрову Пресвятой Богородицы для чтения перед Касперовской иконой. В нашей епархии в монастыре иконы Божией Матери Касперовской есть храм в его честь. Узнав , что он родился в Орловской губернии , решила о нем написать
«В древнейшей части города Ельца, Орловской губернии, на склоне красивой возвышенности, почти у берегов небольшой речки Ельчик, впадающей в пределах города в реку Сосну, к северной стороне Введенской церкви прилегает небольшая продолговатая площадь, а в северо-восточном углу этой площади стоит скромненький одноэтажный маленький домик. В этом домике и родился 15 декабря 1800 г. будущий маститый архипастырь и богослов – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов).
Отец его, Алексей Борисов, который крестил мальчика, принял сан священника незадолго до рождения ребенка. Семейство о. Алексия Борисова, которое «состояло из двух сыновей: старшего – Матвея и младшего – Ивана, и дочерей Анны и Екатерины. В детстве Иван Борисов много болел, и эта болезнь сказалась в последние годы жизни. Читать он научился сразу, чему способствовало воспитание в благочестивой семье»( Кондаков В. А. Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический, в письмах его 1822–1855 гг).
Отрок рос резвым и бодрым, в чем также сказалось доброе воспитание родителей, сумевших духовно образовать в сыне характер, недоступный приступам уныния и мирской печали, несмотря на бедность семьи и плохое физическое здоровье отрока. Впоследствии это явилось источником поддержки в трудных обстоятельствах не только для него самого, но и для его многочисленной паствы .Дом Борисовых пользовался большой славой в городе, и в нем часто учились грамоте даже посторонние дети. Библия, Жития святых, Патерики – все это молодой Борисов уже знал при поступлении в 1810 г. в Воронежское епархиальное училище. Заболев оспой, он оставил его, и тогда ему помогал старший брат, который вместе с ним учился в епархиальном училище. Но особенное влияние на него оказал священник Введенской церкви г. Ельца о. Василий Климентьев – человек, отличавшийся редкой добротой, необычайной простотой и доступностью для каждого, независимым характером, широкими для своего времени познаниями, любивший науку... Его занятия с Борисовым, несомненно, имели благотворное влияние на развитие гениального воспитанника. Сам Иннокентий всегда с любовью вспоминал своего незабвенного наставника о. Василия, от которого принимал первые наставления в науках. Он-то и подготовил Борисова к поступлению в Орловскую Духовную Семинарию. Ректором Орловской Семинарии, находившейся в Севске в последние годы обучения Ивана Борисова (в 1817–1819 гг.), был архимандрит Гавриил (Городнов). Товарищем и другом Ивана Борисова по Семинарии был Иродион Соловьев, в монашестве Иеремия, впоследствии епископ Нижегородский, известный подвижник и аскет.
В Орловской Духовной Семинарии Иван Борисов сразу же проявил блестящие способности По ее окончании в 1819 г., он учится в Киевской Духовной Академии, которую окончил магистром богословия. Талант богослова-исследователя проявился в нем довольно ярко и рано. Его пытливый ум скоро перестал удовлетворяться тем, что давали в своих лекциях академические профессора, и выполняя все, что от него требовалось, Борисов работал еще и самостоятельно. Он много читал, поглощая с захватывающим интересом книгу за книгой, рассуждал по поводу прочитанного с товарищами и профессорами, .излагал письменно свои мысли, но особенно любил заниматься составлением проповедей, которые по своим высоким достоинствам в то время уже предвещали в нем будущего «русского Златоуста».Ученость этого студента высшей духовной школы, вскоре обратившая на себя всеобщее внимание, носила не внешний, начетнический характер, а внутренний, духовный. Юноша упражнялся не только в преподаваемых науках, но более всего в науке благочестия, делания добродетелей. Особенно много сил прилагает он в стяжании смирения и в борьбе с унынием, действию которого, по причине достаточно тяжелых бытовых условий, были столь подвержены в то время студенты духовных учебных заведений. Назначенный после окончания Академии в 1823 г. инспектором Петербургской Духовной Семинарии, профессором церковной истории и греческого языка, а по истечении трех месяцев – ректором Александро-Невского духовного училища, Иннокентий раскрылся – после иноческого пострига 10 октября 1823 г как ученый-монах, рукоположенный во иеродиакона, а 29 декабря – во иеромонаха .Свой аскетический подвиг иеромонаху Иннокентию пришлось совершать не в тиши уединенной монастырской келии, а в непрестанных трудах и заботах внешнего свойства. В это время молодой преподаватель был определен бакалавром богословских наук в Петербургскую Духовную Академию. Через семь месяцев отец Иннокентий был уже инспектором той же Академии, еще через четыре месяца получил ученую степень доктора богословия и должность экстраординарного профессора богословских наук, а спустя два месяца был возведен в сан архимандрита. Такого высокого положения он достиг благодаря своей необыкновенной талантливости. Недаром современник и первый биограф митрополит Макарий называет его гением. «Это был, – говорит он, – человек в собственном смысле гениальный: высокий, светлый, проницательный ум, всегда богатое, неистощимое воображение, живая обширнейшая память, легкая и быстрая сообразительность, тонкий и правильный вкус, дар творчества, изобретательности и оригинальности, совершеннейший дар слова – все это в чудной гармонии совмещено было в нем».В бытность инспектором столичной Духовной Академии архимандрит Иннокентий пишет первые научно-литературные труды: знаменитое творение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» , в котором проявился яркий талант автора, применившего новый в это время историко-археологический метод. «Это ... сочинение, которому по степени популярности мало подобных во всей нашей духовной литературе...» – говорили о нем в год 100-летия со дня его рождения. Именно за свои сочинения «Жизнь святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского», «Жизнь святого апостола Павла» и «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» он был удостоен степени доктора богословия.
В 1830 году отец Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом и вооруженный знаниями, переводится в Киев на пост ректора Духовной Академии, ординарного профессора богословских наук и одновременно назначается настоятелем Киево-Братского монастыря. С большей силой его таланты проявились на посту ректора Киевской Духовной Академии, которая до того времени находилась в упадке. В течение десяти лет своего ректорства архимандрит, затем епископ, Иннокентий предпринял ряд важных реформ, среди которых отмена преподавания на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического..Как ординарный профессор, отец Иннокентий преподавал в Академии богословие догматическое, нравственное и основное. Его живые и вдохновенные лекции производили на слушателей огромное впечатление. В качестве ректора отец Иннокентий часто посещал лекции других профессоров, экзамены и во время этих посещений обнаруживал изумительную гибкость своего ума и богатство эрудиции. Со студентами он обходился всегда ласково, к их недостаткам и проступкам был снисходителен и, умея угадывать таланты, поощрял их. Заботился он и о внешнем благоустройстве Академии, обогатил библиотеку, улучшил питание студентов, усовершенствовал больницу и предпринял много других полезных нововведений. Он заслуженно стяжал всеобщее уважение и горячую любовь, особенно со стороны студентов В частной жизни святитель Иннокентий был очень прост и невзыскателен. К своим природными дарованиям он относился как к дарам Божиим .Став ректором Киевской Духовной Академии, архимандрит Иннокентий начал заниматься трудом, над которым потом работал полтора десятилетия. Это его «Памятник веры православной», который практически представлял собой прикладное догматическое богословие. Имя его сразу становится известным не только в России, но и в Европе. Примерно с этого же времени судьбы русской интеллигенции, а также выдающихся личностей были связаны с ним. Он ведет переписку с писателем Н. В. Гоголем, великим князем Константином Николаевичем, бароном Корфом, бароном Д. Е. Остен-Сакеном, выдающимся историком М. Н. Погодиным, К. С. Сербиновичем, А. С. Стурдзой, композитором А. Танеевым, графом Д. А. Толстым, князем И. Аргутинским-Долгоруковым, князем С. А. Ширинским-Шахматовым, графом Н. А. Протасовым, князем А. Н. Голицыным, графом И. Ф. Паскевичем, В. И. Аскоченским, митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым), архиепископом Орловским Смарагдом (Крыжановским), митрополитом Киевским и Галицким Евгением (Болховитиновым), графом Ф. П. Литке, графом А. А. Никитиным, графом П. Д. Киселевым, императрицей Александрой Феодоровной, графиней А. А. Орловой-Чесменской, князем А. Потемкиным, протоиереем Ф. А. Голубинским, Н. И. Крузенштерном, архиепископом Волынским Иннокентием, князем М. С. Воронцовым, графом Д. Н. Блудовым, Н. Н. Анненковым, епископом Иринеем (Братановичем).
Архиепископ Иннокентий проявился в активной архипастырской деятельности. Именно за большие труды по управлению Харьковской епархией он получил сан архиепископа. На Херсонско-Таврическую кафедру архиепископ Иннокентий прибыл уже в зените славы, что способствовало ему в создании Крымского Афона и предполагало в первую очередь воссоздание древних христианских святынь и прежде всего Херсонеса, где крестился святой благоверный князь Владимира. Он умел угадывать не только таланты, но и время. Несмотря на постигшую его в 1850 г. тяжелую болезнь, поездка его в Крым на открытие скита в скале Успенской, около Бахчисарая, не отменяется. Основателем его был святитель Иннокентий. При жизни святителя в скале была высечена церковь Успения Богоматери с множеством келлий; сюда устремились к чудотворной иконе Божией Матери паломники. Впоследствии архиепископ Иннокентий возродил, по воспоминаниям игумена Херсонского монастыря Евгения, древнюю греческую церковь с источником при ней между Чадырдагом и Бахчисараем, источник святых бессребреников Космы и Дамиана, урочище Кизим, пустынь Котерлезскую во имя св. Стефана Исповедника, пустынь близ Керчи, где были чудеса святого великомученика Георгия Победоносца, древнюю церковь святого Матфея, целебный источник святого Предтечи и Крестителя Иоанна, церковь на горе Инкерман, где был похоронен святитель Климент, епископ Римский. В по¬след¬ние го¬ды святитель Ин¬но¬кен¬тий при¬ни¬мал са¬мое жи¬вое ар¬хи¬пас¬тыр¬ское уча¬стие в бед¬стви¬ях Крым¬ской вой¬ны и имел в выс¬шей сте¬пе¬ни бла¬го¬твор

Автор nadezda

Участник 
#2 | Дата: 19 Июл 2018 22:44 
бла¬го¬твор¬ное вли¬я¬ние на во¬и¬нов. Ве¬ли¬чие ду¬ха свя¬ти¬те¬ля Ин¬но¬кен¬тия об¬на¬ру¬жи¬лось и в по¬се¬ще¬нии им стра¬даль¬цев-во¬и¬нов в ла¬за¬ре¬тах, где сви¬реп¬ство¬вал за¬ра¬зи¬тель¬ный тиф и где мож¬но бы¬ло ви¬деть всю тяж¬кую скорбь, все стра¬да¬ния, по¬рож¬да¬е¬мые вой¬ной. В сра¬же¬ни¬ях он об¬хо¬дил ря¬ды войск, обод¬ряя ге¬ро¬ев.
В ко¬ро¬на¬цию им¬пе¬ра¬то¬ра Алек¬сандра II ар¬хи¬епи¬скоп Ин¬но¬кен¬тий на¬зна¬чен был чле¬ном Свя¬тей¬ше¬го Си¬но¬да.
Уси¬лен¬ные тру¬ды и тре¬во¬ги над¬ло¬ми¬ли здо¬ро¬вье слав¬но¬го ар¬хи¬пас¬ты¬ря. Вла¬ды¬ка за¬бо¬лел, на¬хо¬дясь в Се¬ва¬сто¬по¬ле во вре¬мя бит¬вы рус¬ских войск с непри¬я¬те¬лем, и на об¬рат¬ном пу¬ти в Одес¬су скон¬чал¬ся в Хер¬соне 25 мая 1857 го¬да в свет¬лый празд¬ник Жи¬во¬на¬чаль¬ной Тро¬и¬цы.
Канонизирован Церковью в 1997 году . Мощи его покоятся в нижнем храме, освящённом в честь него, Преображенского собора Одессы.
День памяти 7 июня.

История Орловского края в лицах orel-story.ru форум / История Орловского края в лицах /
 Святитель Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800-1857)- «истинно православно-русский архипастырь, именитый для рус

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 2
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [Сегодня 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх