Уважаемые форумчане, с 20-06-2019 форум временнно переведен в режим "только чтение". Проводится восстановление утерянной в результате сбоя на хостинге информации, которое займет некоторое время. Приносим свои извинения!

На настоящий момент нами подготовлено для восстановления 463 сообщения из 1514. Если делать это в одиночку, это займет еще целую неделю. Для тех, кто умеет работать в программе Excel и хочет помочь нам, мы подготовили видеоинструкцию по обработке утраченных сообщений для базы и краткий текстовый вариант. Вы можете познакомиться с ней, оценить свои силы и написать мне на адрес olg4856@yandex.ru или в Приват. С благодарностью и надеждой на ваш отклик Olga Markina


 | Начало | Регистрация | Забыл пароль | Поиск | Статистика | Правила |
«Дворянское гнездо», «Дом Лизы Калитиной» – быть или не быть? orel-story.ru форум / «Дворянское гнездо», «Дом Лизы Калитиной» – быть или не быть? /  
 

"Дворянское гнездо" 2000-й год

 
Автор admin

Администратор 
#1 | Дата: 19 Мар 2008 22:27 | Поправил: admin 
СЕРДЦЕ ОРЛА, «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО"
<br>
<br>"Дворянское гнездо" окружено особым воздухом, пробуждающим любовь к городу. Это магнит, к которому притянут весь литературный мир Орла. И в этом ощущается промысел высших сил.
<br>Признаться, успокоительный отчет с пресс-конференции по дому Лизы Калитиной, нас самих не успокоил. Святое дело – отремонтировать исторически ценное и любимое городом здание. Почему же спор идет за рамками этой затеи? Почему стороны впали в полемику о принадлежности этого дома вымышленному персонажу? Да потому, что уже не раз напуган город вероломством властей. Сколько исчезло за ночь памятников старины и истории?! Оттого и верим слухам, а обещаниям – не верим.
<br>Смущает многое: и то, что на пресс-конференцию не пригласили никого из тех, кто поднял тревогу. И то, что в более благополучные времена дом этот на капремонт не закрывали из-за того, что некуда было переселять жильцов, а теперь квартиры для них нашлись. И то, что за, казалось бы, аргументированными выступлениями чувствовалось умолчание. Ну как можно не прикидывать варианты, что делать с домом если его ещё можно отремонтировать что – если он рассыплется? Ведь ясного ответа на этот вопрос, что в отремонтированном здании будет — не дал...
<br>И если журналистов все сказанное на пресс-конференции не убедило, то людей, посвятивших культуре и истории жизнь, просто возмутило. И поэтому разговор продолжается. Сегодня мы предоставляем слово бывшему директору Дома Лескова Раисе Митрофановне АЛЕКСИНОЙ.
<br>
<br>30 мая с. г. "Орловская правда" опубликовала статью "Жила ли здесь Лиза Калитина?" с очень авторитетной подписью – "Пресс-служба городской администрации", с которой мне очень хотелось бы поспорить.
<br>
<br>140 лет существует народный памятник всемирно известному И.С.Тургеневу в Орле! За эти десятилетия его узнали тысячи тысяч представителей различных национальностей России и Зарубежья, а наша администрация все ищет "Ау! Где ты, Лиза, покажи нам свой дом?!.."
<br>Господа дорогие! Сад и дворянский дом (усадьба № 1 от Орлика) были названы "Калитинскими" народом, жителями Орла, сразу, как только вышел в свет в журнале "Современник" роман Ивана Сергеевича Тургенева "Дворянское гнездо". 141 год тому назад жители Орла узнали себя в героях романа: Калитиных, Лаврецких, Паншиных... Не обиделись. А "узнав", в благодарность Тургеневу назвали это место именем его романа. Ведь герой-то автобиографичен автору... Нам, представителям конца XX века, неважно знать, кому из владельцев эта усадьба, время от времени переходившая из рук в руки, и когда принадлежала! Нам очень важно, что и революция, и фашисты не изжили этой народной памяти о "Дворянском гнезде" в Орле, что оно давно стало достоянием литературных и исторических публикаций не только в нашей стране!..
<br>А в 1903 году, созданный по мыслям и сердцу земляков Тургенева, памятник "Дворянское гнездо" был узаконен. Как бы мы теперь сказали, "городская администрация" Орла тогда приняла решение об "Открытии сада "Дворянское гнездо"! Тогда владельцы усадьбы № 1 добровольно отдали свой сад для этого. Это произошло в мае, а в следующем месяце, ровно 97 лет тому назад, снова и "Орловский вестник" и "Орловские губернские ведомости" оповестили, что "установлен бюст Тургенева в саду "Дворянское гнездо"... Это был первый памятный знак Тургеневу в Орле, пока собирали средства на памятник ему из бронзы... (Об этом регулярно сообщал "Орловский вестник").
<br>У меня на руках есть копии с некоторых "Оценочных листов" по имуществу Орла за 1911 год, в том числе "Усадьбы № 1" по Верхне-Дворянской улице. На этом плане указаны – ныне еще существующий дом, флигеля (в наше время уничтоженные) и другие усадебные постройки. Существуют в облархиве и акты национализации усадеб. Кстати, из-за памятного места "Дворянское гнездо" эта улица получила с 1908 года наименование "Тургеневской"! Усадьба, которую приходил с Ликой смотреть герой "Жизни Арсеньева", пережила революцию 1917 года. Пережила она даже фашистскую оккупацию, страшные бои за освобождение города.
<br>(Оригиналы документов хранятся в бюро инвентаризации имущества Орла).
<br>
<br>Автор этой статьи в 17 лет стала научным сотрудником Тульского областного краеведческого музея, а в 1946 году, в свои 20 лет впервые увидела разрушенный Орел. Орловские коллеги мне тогда показали "Дворянское гнездо". Мы немного посидели на чудом сохранившейся лавочке у этого дома над Орликом. Так и запомнились мне груды кирпича, бетона, проволока колючая у каких-то домов и тихое "Дворянское гнездо"... Потом об этих местах рассказывали мне старейшие краеведы: высокоинтеллектуальный Ф.Руднев, Р.Голиневич. Их давно уже нет. Они были современниками И.Бунина, Л.Андреева, Н.Новикова, М.Пришвина, посещавших в приезды в Орел "Дворянское гнездо". Жив еще, к счастью, заслуженный работник культуры, ранее главный хранитель "Ясной Поляны" — Н.П.Пузин. На месте усадьбы его отца, на Карачевской улице, сейчас строится костел. Он с детства от своих родителей всегда слышал фамилию "Гермут" – владельцев дома на Дворянской (Тургеневской) улице. Хозяин был провизором. И сам он, ребенком, их видел. Знал и врача Кортмана, жившего напротив Гермутов, усадьбу которых успели снести. Дом А.П.Ермолова, каменный, со сводчатыми в первом этаже потолками, тоже переживший революции и войны, снесли ночью... В свое время я выступала в защиту сохранности дома Марко Вовчок (какое удивительной красоты деревянное кружево его украшало!) на собрании "общественности" города, когда вдруг открылась дверь и вошел в залу радетель за памятники истории литературы, архитектуры области – Ю.В.Семеняко (мир его праху!): "Что вы там на трибуне волнуетесь! Дома Марко Вовчок, где бывали Киреевские, Лесков, нет. Его только что обрушили..." Тогда тоже в городской архитектуре не было "планов", "проектов", как сейчас успокаивает нас "пресс-служба" городской администрации...
<br>Прошу вас, работников пресс-службы города Орла! Помогите кого-то образумить! Пусть отремонтируют сохранившийся дворянский дом над Орликом, пусть возвратят ему архитектурный вид фасада, утраченный в войну, упрощенный потом из-за нехватки средств в "жилотделах". Пусть обитатели его получат квартиры, а кто-то снова вернется в этот дом, но "Дворянское гнездо" без этого дома, в свои 140 лет, перестанет быть памятником, утратится поговорка: "Был в Орле?" — "Был." — "Дворянское гнездо" видел?" — "Нет?!" — "Ну, голубчик, значит, ты не видел Орла!"..
<br>
<br>Примечания:
<br>1. Е.С.Строев страстно мечтает сделать Орел центром экскурсионных маршрутов страны.
<br>2. 27 января 1987 года облисполкомом Орловской области вынесено решение, в котором "Территория "Дворянского гнезда" объявлена историко-литературным памятником..."
<br>3. 1 февраля 1985 года "Ленгипрогор" разрабатывал "Охранную зону по кварталу № 15, с учетом "Дворянского гнезда", Дома-музея Лескова... Теперь там есть еще дома №№ 11 и 13, связанные со становлением нашей армии, к сожалению, не отмеченные еще "памятным знаком", хотя их история отражена в печати.
<br>4. 28 апреля 2000 года председатель областного Совета народных депутатов Н. А. Володин подписал "Закон" Орловской области "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия..."
<br>
<br>«Орловский вестник» №22 от 8.06.2000 г.
<br>
<br>PS. В статье два фото: «Дом Лизы Калитиной» (фото В Малышева) и гости Орла в «Дворянском гнезде» (фото О.Попова). В центре снимка – Константин Симонов.

Автор admin

Администратор 
#2 | Дата: 20 Мар 2008 20:34 
ГРОМ, УПРЕДИВШИЙ МОЛНИЮ

Несколько недель подряд, с той минуты, как по Орлу прошел слух, что жильцов дома № 1 по Октябрьской выселяют, газеты, радио и телевидение бьют тревогу. Общественность мощно вступила в борьбу за то, что дорого, за то, что нельзя разрушать. Эмоции, подкрепленные горьким опытом, бьют через край, "дом Калитиных" уже видится горящим и рушащимся... Страхи кажутся обоснованными, потому что четких пояснений: что же будет с этим зданием, никто из властей не смог дать. В ответ администрация города представляла доказательства (очень спорные), что этот дом — совсем не тот дом. И приводила факты из исследований всего одного человека.

Наверное, спор длился бы долго, не приди к мэру города на прием архитектор Ксения Александровна Седойкина со своими исследованиями по Дворянскому гнезду. Доказательства опровергают предположения В.Г.Емельянова, что дом, названный "домом Калитиных", построен позже, чем был написан роман. Подробно об этом рассказано в ее статье "Дворянское гнездо. Конец XX века" в сборнике "Тургениана", изданном в 1999 г. Мы же предоставляем вашему вниманию чертеж "Проекта на постройку деревянного дома со службами полковницы Марии Ивановны Оберг", год 1855, март, и фото дома № 1 по улице Октябрьской. Совпадает? Да, совпадает. Ксении Александровне удалось, как видно, убедить мэра города, что дом № 1 вполне мог бы быть тем самым, который описан И.С.Тургеневым в романе "Дворянское гнездо".

Поэтому Ефим Николаевич решил встретиться с работниками музеев, краеведами и журналистами. И очень хорошо, что такая встреча состоялась.
Раздосадованный "прессингом прессы", мэр высказал предположение, что те, кто пишет в защиту "дома Калитиных", – куплены. Хотя невооруженным взглядом видно: встревоженные судьбой дома-легенды средств для "подмазки" прессы просто не имеют. И потом, зачем же отказывать журналистам в праве испытывать человеческую тревогу за исторические ценности города, в котором они живут и работают?

В одной из сказок В.Каверина герою дают такой совет: "Иди вперед, не оглядывайся: оглянешься – оступишься, оступишься – заблудишься". Но это – в сказке, где у героя за спиной нечисть, а впереди благородная цель. В жизни нынешней администрации города цель впереди тоже благородная: преображение, благоустройство. Но позади-то – история. Орел – город особый, его нельзя бездумно отшлифовать, счистив, как шелуху, старенькие домики, дворы и сады, покрыть гладенький, как лоб младенца, шарик лаком – и любоваться. Нет, шелуха-то порой дороже чистоты-красоты бывает. Вот снесли дом Зинаиды Райх. "Что в нем от Есенина-то? Ну, приезжал он на пару дней к этой женщине... А мы построим дом, где люди будут жить в удобных квартирах. И прибьем к нему мемориальную доску", – рассуждают благоустроители. "А "дом Калитиных" – вовсе не памятник истории. Зато жить там было невозможно. Люди мучились, ходили в туалет на улицу, не имели ни воды, ни канализации, это в наше-то цивилизованное время! Единственная цель наша – дать им нормальное жилье и одновременно привести дом в порядок".

В ходе дискуссии работников культуры с городским главой выяснилось, что "дом Калитиных" числится в списке вновь выявленных памятников. И что этот список был предъявлен управлению городской архитектуры еще месяц назад. Но мэру города он передан не был... Что это – небрежность? Или боязнь не угодить?
Наконец поток взаимных претензий сторон начал иссякать. Разговор перешел в конструктивное русло.
– Если дом поставлен на капитальный ремонт, то надо заранее решить – подо что его будут ремонтировать? Под музей надо делать одно, под культурный центр – другое. Мы, например, предлагаем сделать в этом доме элитарную гостиницу, стилизованную под XIX век, – сказала директор музея И.С.Тургенева Л.А.Балыкова.
– Я технарь, вы – гуманитарий, – ответил Е.Н.Вельковский,– я люблю делать конкретные вещи. Я боюсь, что до воплощения идеи в реальность долго ждать придется. У меня пока и под капитальный ремонт ни копейки нет.
– Мы посетили "дом Калитиных" после визита к вам, – взяла слово К.А.Седойкина. – Там достаточно прочные конструкции. И несущие соответствуют тому плану, который мы вам показывали. Если обследование покажет, что это так и требуется реставрация, то можно настаивать на реконструкции дома-усадьбы?
– Я никогда не обещаю заранее. Буду учитывать все разговоры, – ответил Е.Н. Вельковский. – Могу только сказать: администрация города не будет делать ничего такого, что навредило бы нашей истории, нашему проживанию.
Увы, именно история и быт (проживание) входят порой в жестокое противоречие. И то, что для двенадцати семей, живших "у Калитиных" и получивших квартиры, является благом, для других оборачивается тревогой за дорогой сердцу уголок города. Не делай добра – не будет зла... Ефим Николаевич, наверное, и впрямь может считать себя обиженным за "прессинг прессы".
– Я мог бы отсидеть в кабинете свой срок, улыбаться и ничего не делать. А в городе была бы та же грязь. Я хотел что-то как следует сделать для людей и города...
Но дальше вспоминаются многие пословицы: и про пуганых ворон, и про соломинку, которую подстелил бы, если бы знал, где... И про гром и перекрестившегося мужика.
Хорошо, что перекрестились до грома. Теперь хотя бы можно рассчитывать на то, что с "домом Калитиных" обойдутся бережно.

«Орловский вестник» от 15 июня 2000 г.

Автор admin

Администратор 
#3 | Дата: 20 Мар 2008 20:40 | Поправил: admin 
ДОБРЫЕ ДЕЛА НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ

Дворянское гнездо. Усадебная окраина Орла, на высоком левом берегу р. Орлик (в прошлом Орелъ). Здесь, по преданию, происходило действие романа И.С.Тургенева. Опубликованный в январской (1859 г.) книжке "Современника" и полученный подписчиками и Публичной библиотекой в Орле, он был принят читателями как орловский роман и вызвал особый интерес к событиям и персонажам. (Из материалов Тургеневской энциклопедии).

Писем и публикаций много – это не удивляет, ибо трудно оставаться равнодушным, когда речь идет о заповеднике "Дворянское гнездо".
Несостоятельным представляется спор, тот ли это "Калитинский дом". Он был в романе Тургенева. И были дома – много домов в усадьбах над Орликом. Но сохранился-то один! И еще подальше 3-4 – и все! Спасать их надо, реставрировать, благоустраивать. Чтоб не завидовать Рязани, Самаре, Вологде. Как ухожены их деревянные дома. Как нарядны улицы. Но ведь они богаче нас. Там не было войны. А наш Орел?..

Вот строки из хроники военного корреспондента фронтовой газеты. Август, 1943. "... Запах гари смешивался с печальным ароматом сухих лепестков, свернувшихся не столько от зноя, сколько от бесчисленных пожаров. Тянуло свежестью – где-то за садами, под кручей изгибался Орлик. Улица издавна входила в заповедный уголок Орла, который старожилы привыкли называть "Дворянское гнездо"... Военная дорога привела в Орел поэта Якова Хелемского. Среди развалин разыскивал он место усадьбы, где родился Тургенев, музей писателя, "Калитинский дом", спустя 100 лет после событий, происходивших в романе.
Почти полтора столетия овеянный легендой уголок над Орликом пленял посетителей тишиной, дивной природой, заречными далями – Лиза... Лаврецкий... Лемм... "Дворянское гнездо".

Понятие это никогда не ограничивалось одним домом, одной усадьбой – оно распространялось на все прилегающие улицы, кварталы, соседние владения. Но в последние годы неумолимо уменьшается, подобно "шагреневой коже". Эта зона усадебной застройки и сводится к одному дому № 1 по улице Октябрьской. Более того, предпринимаются усилия доказать незначительность и этого дома.
Досадно, что из всей большой работы В.Г.Емельянова извлечено лишь его предположение, что нынешние постройки появились после написания романа. Незамеченными остались сведения об истории заповедника, предложения по дальнейшим исследованиям, по сохранению существующего дома. А действительность такова: облик третьей части города (ныне Советского района) изменился после "больших орловских пожаров" 40-х годов XIX столетия. Пожар 1850 года охватил улицы Георгиевскую (ныне Тургеневскую), Введенскую (7 Ноября), Борисоглебскую (С.-Щедрина), Садовую (Горького), Верхнюю Дворянскую (Октябрьскую) и в нем, среди многих, сгорели дома Тургеневых, бывш. Лесковых, Коротневых (в романе "дом Калитиных"). Комитет по устройству города Орла, согласно принятому Положению, требовал застраивать погорелые места. Но разорившиеся владельцы предпочитали продавать их. Так, владелицей погорелой усадьбы Коротневых стала А.К. Соколова, затем усадебное место в 1854 г. по купчей перешло полковнице М.И. Оберг.

В марте 1855 года составлен и подписан губернским архитектором И.П.Лутохиным "Проект на постройку деревянного дома со службами на месте полковницы Марии Ивановны Оберг в третьей части на Верхней Дворянской улице". В июне того же года составлен проект пристроек к уже существующему дому. Строительство велось быстро, в теплое время года. К зиме дом был построен, и в 1856-58 гг., когда создавался роман, дом был. Баронессе А.П.Остен-Сакен по купчей 28.04.1858 года перешло это усадебное место уже с постройками.
Вскоре владельцем его (по купчей 4.03.1859 г.) становится Африкан Васильевич Сафонов – старинный приятель И.С. Тургенева (письма Тургенева. 1878 г.). С ним Тургенев встречался в Орле, бывал в этом доме. Отсюда, видимо, и скамейка в саду, где, по словам старожилов, "любил сидеть Тургенев". Прав В.Г.Емельянов: "Дыма без огня не бывает".

По сохранившимся в архиве (ГАОО) чертежам одноэтажный деревянный дом, построенный на обгорелых фундаментах прежнего дома Коротневых, имел классическое решение плана и фасада. Территория усадьбы включает квадратный двор с постройками (дом, флигель, каретные сараи с конюшней) и сад, ограниченный обрывом и оврагом.
В последующие годы владельцами делались пристройки, изменения, но общие очертания усадьбы оставались прежними до 1903 года, когда сад был арендован у владельцев усадьбы Гермут Обществом любителей изящных искусств для открытия в нем сада "Дворянское гнездо", с размещением бюста Тургенева (скульптор М.М.Антокольский). И улица В.-Дворянская с 1908 года называлась Тургеневской (до 1938 г.).

Проходят годы, десятилетия. Дом изменился. Утрачены классические детали фасада, изразцовые печи, снесен флигель. Штукатурка заменила деревянную обшивку. Дом в заповедной зоне ждет доброжелательного внимания, реставрации, воссоздающей его исторический облик. И главное условие при этом – не навреди. Добрые дела не забываются.

Ксения СЕДОЙКИНА, архитектор.

«Орловский вестник» от 29 июня 2000 г.


PS. В статью включены схемы квартала, в котором располагается дом, и самого дома с хозяйственными постройками и садом.

Автор admin

Администратор 
#4 | Дата: 27 Мар 2008 21:16 
"Дворянское гнездо" вылетает из Орла?
(Гаражи вытесняют музеи)

Город Орел называют литературной меккой России. Он связан с именами Ивана Тургенева, Сергея Есенина, Льва Толстого, Ивана Бунина, Леонида Андреева. До недавнего времени в Орел приезжали несколько миллионов (?? - admin) туристов в год – поклонников русской словесности, желавших посетить дома-музеи и иные памятные места. Туристов и теперь не меньше, но вот смотреть им уже практически не на что: городские власти, несмотря на то, что в 1998 году был принят Закон "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия на территории Орловской области", один за другим ликвидируют памятники истории и культуры, отдавая площади под новое строительство.

В 1999 году было снесено сразу несколько особо ценных объектов. Во-первых, был ликвидирован уникальный памятник деревянного зодчества – двухэтажный особняк, построенный по проекту академика архитектуры И. Ф. Тибо-Бриниоля и некогда принадлежавший графу А. А. Толстому, родственнику автора "Войны и мира". Многие исследователи полагают, что сам Лев Николаевич неоднократно там останавливался. Скоропалительная ликвидация толстовского дома повлекла за собой снос соседнего здания - усадьбы Велигорских, в которой в конце прошлого века жила жена одного из самых знаменитых орловцев, писателя и драматурга Леонида Андреева.

Бесследно и беспричинно исчез памятный знак поэту Есенину. В аварийном состоянии, с выбитыми стеклами, в центре города разрушается от бесхозяйственности чиновников одно из старейших зданий Орла – гимназия, где учились писатели Лесков и Андреев, полярник Русанов, художник Мясоедов.

Но это, как говорится, ягодки. Сейчас общественность с тревогой следит за тем, чем для города обернется интерес властей к незастроенному участку в 22-м, так называемом музейном квартале. Мэр Орла решил возвести на этом месте многоэтажный жилой дом.
Речь идет о квартале, ограниченном улицами Тургеневской, Горького, 7-го Ноября и Георгиевским переулком, где расположены всемирно известный Государственный литературный музей И. С. Тургенева, Музей писателей-орловцев, Музей Т. Н. Грановского и Музей И. А. Бунина. Кроме того, рядом находится несколько зданий, в которых размещены музейные фонды с бесценными рукописями и личными вещами классиков русской литературы. Большинство зданий, расположенных здесь, построено по проектам видных орловских архитекторов Орехова, Лутохина, уже упомянутого академика Тибо-Бриниоля, постройки преимущественно одноэтажные, поэтому планируемый многоярусный новосел будет смотреться, грубо говоря, как седло на корове, не иначе. К тому же такие атрибуты новой постройки, как загазованность, работа кранов и строительных механизмов, вряд ли будут способствовать сохранности музейных экспонатов, а детские площадки, мусорные контейнеры, вывешенное белье, выгул собак и т. д. окончательно испортят впечатление от посещения литературного центра города Тургенева и Лескова.

Куда разумнее было бы благоустроить прилегающую к музеям территорию, разбить парк, который стал бы не только местом для отдыха горожан и гостей Орла, но и проведения музыкальных и театрализованных представлений в дни литературных юбилеев. Но кажется, мэр Орла Ефим Вельковский подобные рацпредложения даже слушать не станет. У него к памятникам архитектуры свое, совершенно особое отношение. Он пришел руководить городом из автобусного парка и, наверное, поэтому больше всего на свете любит гаражи - по крайней мере, именно "домами для машин" обогатил он центр Орла. Они появились на территории школ, районной администрации и даже над рекой Орлик - месте, еще в прошлом веке прозванном "Дворянским гнездом". Второе хобби мэра - керамическая плитка, которой выложены центральные улицы: зимой на плитке активно ломает руки-ноги народ литературного города, выражаясь в адрес мэрии совсем не литературно. Но и этого Вельковскому показалось мало, по его распоряжению в мраморную плитку "одели" даже памятник федерального значения "Торговые ряды".

Однако вернемся к тургеневским местам, страдающим от произвола властей, но которые еще можно спасти. Одной из самых значимых орловских достопримечательностей является дом, в котором происходило действие знаменитого романа "Дворянское гнездо", расположенный на нынешней Октябрьской улице. Спустя 20 лет после кончины Тургенева Орловское общество изящных искусств взяло в аренду "сад Калитиных", чтобы установить в нем первый скульптурный памятник великому земляку. Однако "дом Калитиных" не вошел в утвержденный свод памятников Орловской области. Дело в том, что в первой половине 90-х годов Центр по охране памятников истории и культуры проводил их инвентаризацию. "Дом Калитиных" вошел под № 133 в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". Теперь это основание для его расселения и тотальной реконструкции.

Надо сказать, что расселение уже началось. Семь семей благодарят судьбу (читай: городские власти) за возможность обрести цивилизованное жилье, на всех остальных мэрия подала в суд за отказ съезжать. Разработан проект перепланировки и "благоустройства" памятника, но еще не определен подрядчик, который будет выполнять все работы. На вопросы о том, не жалко ли лишаться столь памятного и дорогого многим места, городские власти отвечают: скудный бюджетный паек, отведенный сегодня на поддержание жизни музеев, так мал, что говорить о создании еще одного, музея литературного персонажа (по примеру вымышленного героя Конан Дойля, никогда не жившего на Бэйкер-стрит, или по типу музея станционного смотрителя, навеянного повестью Пушкина), увы, пока, видимо, не приходится. Но они не предвидели, какой широкий общественный резонанс вызовет переселение жильцов из "дома Калитиных", иначе бы действовали более дипломатично. Орловской администрации даже пришлось оправдываться в газете "Орловская правда". Опубликованная статья "Жила ли здесь Лиза Калитина?" поражает своей безграмотностью: в частности, авторы ее утверждают, что "Дворянское гнездо" является повестью и что сам Тургенев в доме на Октябрьской не бывал. Правда, в конце примирительно добавляют, что "разговор о памятнике еще не закончен".

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
На защиту "дома Калитиных" встали ученые из разных городов России. Так, на имя председателя Совета Федерации орловского губернатора Е.С.Строева получена телеграмма из Санкт-Петербурга за подписью директора Института русской литературы (Пушкинский дом) академика Н.Н.Скатова, в которой говорится: "Дирекция и сотрудники Института русской литературы (Пушкинский дом) убедительно просят принять срочные меры по сохранению "Дворянского гнезда" - замечательного памятника культуры, связанного с именем Тургенева".

Анна ВИКТОРОВА
Газета «Культура» №27 20 - 26 июля 2000 г.
PS. В статье размещено фото Л.Тучнина – вид дома Калитиных со двора.

Автор admin

Администратор 
#5 | Дата: 27 Мар 2008 21:26 | Поправил: admin 
Продолжение следует

Автор admin

Администратор 
#6 | Дата: 9 Апр 2008 22:35 
Орёл – город без памяти?

Мы не предполагали, что судьба небольшого домика – для мировой культуры дома Калитиных – заденет за живое стольких жителей Орла: педагогов, врачей, студентов, известных деятелей культуры и искусства, чиновников. Откликов на предыдущие публикации мы, признаться, ждали. Первой отреагировала пресс-служба городской администрации. И пришла – как нас порадовала! – сама заведующая музеем И. С. Тургенева Людмила Анатольевна Балыкова.

Много лет назад один молодой технократ, поселившийся в подмосковном Зеленограде, который все тогда именовали «городом будущего», иронически сказал о нем: «Спальня! Город без памяти». В самом деле, время, не материализованное для нас в семейном альбоме, паре перчаток или обеденном меню, останется мертво, оно не оживет, не воскреснет для нас в образах былого – мир явится плоским и однообразным.

Так думалось мне во время путешествия во Францию, в ее знаменитую провинцию Шампань-Арденн, в древний Реймс, город, где венчали на царство французских королей, много претерпевший от войн и революций, но умеющий любить и сохранять свою старину. Здесь на стенах вековых зданий тут и там виднеется нежно-зеленая сетка – знак ведущихся реставрационных работ. Заменяются фрагменты каменной кладки, бережно снимаются и подновляются причудливые «горгоны» – водостоки, изображающие семь смертных грехов, мастера удаляют треснувшие стекла радужных витражей, заменяют их – словом, идет привычная, отлаженная, постоянная работа.
Причем такое отношение культивируется не только к выдающимся памятникам прошлого, столь же бережно подходят и к обычным двухэтажным постройкам из балок, скрепленных полосками металла, выкрашенными в черный цвет. Многим из них более трехсот лет. Но внимательное и рачительное содержание позволяет этим ветеранам выглядеть аккуратными и даже кокетливыми. Иностранец сразу выделит их среди современных зданий, они придают неповторимый колорит, так сказать, исторический объем городам Франции, по праву считающейся страной процветающего туризма.

К слову сказать, Франция, которая может гордиться своей цивилизованной политикой в отношении национального наследия, вырабатывала её принципы в боях между модернистами (сторонниками замены старины на современные комфортные постройки) и традиционалистами. Бывали в этой истории и курьезы. Так, знаменитые французские писатели Мопассан, Золя, Гонкур в свою пору восстали против возведения Эйфелевой башни. Но они же выступили против безумного разрушения аристократических особняков Парижа времен Расина и Мольера.

Баталии эти напоминают схватки нового времени, но в них вырабатывались методики и подходы, обеспечивающие сохранность наследия, принятые ныне в цивилизованном мире. Научились сберегать даже остатки построек времен римских цезарей, которые без охраняющих правил, конечно же, превратились бы в груду камней. Недаром наш земляк Тургенев, прежде всего, отметил в облике французской столицы «великие воспоминания».

С тех пор прошло много лет. Во Франции существует министерство по делам культурного наследия. В 1983 году маленький, пришедший в ветхость домик Тургенева на берегу Сены во французском Буживале под давлением общественности был спасен от разрушения, отреставрирован и превращен в музей (кстати, первый музей русского писателя за рубежом). Ныне он вошел в «золотое кольцо» литературных музеев Франции, знаменуя собой поистине современный подход к сохранению наследия. Туристы, плывущие по Сене, обязательно посетят изящный, отлично отреставрированный, блистающий редкостями дом нашего писателя, чтобы прикоснуться к загадочной русской душе, столь ярко явленной в его жизни и книгах.

Что называется, история со счастливым концом... Когда бываешь в Буживале, невольно представляешь себе другие берега: крутой берег Орлика, старинный дом и сад, словом, знаменитое Дворянское гнездо. Не по указу сверху, но по жизни и по душе стало оно литературным памятником, символом родного города Тургенева, вошло во все существующие путеводители по Орлу, притягивает паломников со всего света. Воспетое всеми почитаемыми орловцами – от Тургенева до наших современников, оно украсило все документальные фильмы об Орле, стало частью сотен художественных творений, посвященных нашему городу. Ни один курс краеведения в орловских учебных заведениях не обходится без похода на Дворянское гнездо и встречи с тихим, приветливым домом Калитиных.

Помню лица солдат срочной службы, завороженных рассказом экскурсовода о судьбе дома и его обитателей. Очарование этого места всегда с тобой, где бы ты ни был. Да и где еще на целом свете вы найдете зримые свидетельства народного почитания литературного образа, воплотившегося в этом памятнике духовной красоте русской женщины? К тому же, как стало известно, дом Калитиных – один из немногих сохранившихся в Орле домов, где бывал Тургенев. Любому городу такой памятник сделал бы честь.

Но не все так просто у нас. Многолетние дебаты ставят под сомнение ценность памятника, ставят под угрозу самое его существование. Как часто в этом изнурительном споре идут в ход недобросовестные аргументы. То произвольно изменяется возраст памятного дома (лет эдак на шестьдесят, лишь бы доказать, что он не относится к тургеневскому времени), то требуют документального подтверждения прописки здесь тургеневской героини, то отрицают какую-либо архитектурную ценность этого дворянского особняка, типичного для городской застройки XIX века, то провозглашают сугубую изношенность здания.

Аргументы известные и... зловещие. Так часто за ними – из соображения сиюминутной выгоды – следовали сносы домов! Между тем памятники прошлого подобны беззащитным старикам. Дело ныне живущих не уничтожать их, но бережно сохранять, реставрировать, давая им вторую жизнь. Они нуждаются в нашей заботе, эти свидетели «золотого века» русской культуры.
Между уничтожением и жалким умиранием уже давно существует третий путь – восстановления, адаптации здания к современным условиям жизни. Все это вполне возможно решить вместе – властям и профессионалам, специалистам по истории родной старины. И пора, наконец, поставить вопрос о создании в зоне литературных музеев Орла литературного мемориального заповедника. Об этом мечтал корифей отечественной мысли академик Лихачев: «Как будет прекрасно, когда в Орле, в этом городе Тургенева, Лескова, Бунина, Л. Андреева и многих других русских писателей, устроится заповедная зона и бережно сохранятся чудные маленькие дома с садами... и люди будущих веков смогут увидеть собственными глазами эпоху русского реализма, погулять в ней, явно представить себе место действия произведений».

И дом Калитиных пусть остается ядром, от которого пошел возрастать литературный Орел. Только ухоженный, бережно отреставрированный, таким, каким он вошел в жизнь нашего города около ста пятидесяти лет назад (ведь сохранились и планы, и чертежи его). Безрассудно было бы бросаться такими памятниками! Прошлое мстит за небрежение. Неуважение к минувшему прорастает в настоящее, множится вандализмом на наших улицах и в домах. Город без прошлого не имеет будущего.

Л. Балыкова,
заслуженный работник
культуры России.
"Поколение"
6 июня 2000 г.

Автор admin

Администратор 
#7 | Дата: 17 Май 2015 13:04 | Поправил: admin 
Дом Калитиных.

В один зимний вечер 1858 года Тургенев пригласил Некрасова, Дружинина и нескольких литераторов в свою квартиру в Петербурге - Б. Конюшенная, д. Вебера с намерением познакомить их с новым произведением. Он привёз "Дворянское гнездо"... Это единственный из романов Тургенева, который имел безусловный и шумный успех...
/из воспоминаний П.В. Анненкова/

Январский номер журнала "Современник" 1859 года представил "Дворянское гнездо" читающей публике и началось "узнавание" прообразов персонажей - в столицах и в губернских городах. "Скорее всего Тургенев отправлялся от какого-нибудь хорошо известного ему события, имея ввиду реальных лиц - своих московских, петербургских или орловских знакомых", - писал, исследуя легенды и были "Дворянского гнезда", Л.Н. Афонин.

Почему же легенда о "Дворянском гнезде" приводит почитателей творчества И.С. Тургенева в Орел? Писатель постоянно бывал в Орле, в 50-ые года видел его возрождение после пожаров, знал его обитателей. По свидетельству Н.С. Лескова, орловцы узнавали своих земляков в Паншине, Лаврецком, Лемме, называли имена, фамилии реальных людей, их истории. В городе звучала музыка. Учителями были немецкие, чешские музыканты /из Германии и Австро-Венгрии/.

Усадебные ансамбли дворянской знати, так называемые "дворянские гнёзда" в России - это национальное явление. К началу 19 в. уже сложилась усадебная застройка Орла. Видоизменяясь она прошла через весь 19 век.

Усадьбы на окраине города над Орликом были частью губернского Орла, со всеми признаками "дворянских гнёзд". Сады с липовыми аллеями спускались террасами к воде. С высокого берега открывалась излучина реки, заречные дали: луга, слободы, купола и главы церквей. Простая приветливая архитектура домов сливаясь с природой. Правее, вверх от реки и оврага, простиралось поле.

Вот здесь, над Орликом, ещё при жизни Тургенева, народная молва поселила Лизу Калитину, место назвали "дворянским гнездом", а дом №1 по улице Верхней Дворянской /ныне Октябрьской/ - "калитинским". "Место здесь довольно красиво. Тогда, до пожаров, это был край настоящего города"... /Н.С. Лесков "Несмертельный Голован"/

Тургенев в романе возвращает читателя в 1842 год, "до пожаров". Раскрыто окно красивого дома "в одной из крайних улиц губернского города О...". "При доме находиться большой сад, одной стороной он выходил прямо на поле, за город...". Усадьба над Орликом принадлежала Коротнёвым. И чаще других с образом Лизы Калитиной молва связывала историю Евдокии Коротнёвой, что жила в этом доме, отсюда ушла в монастырь, став в монашестве Макарией. О ней сохранились воспоминания почтенных старожилов, записанные с их слов литературоведом Л.Н. Клейнбортом, посетившим Орёл в 1920-ые годы.

Евдокия Коротнёва родилась в 1825 году. В 1842-ом, когда происходят события в романе, ей было 17 лет. Как и Лиза Калитина в романе, она помещена в дальний монастырь. И связано это было, вероятно, с тем, что Введенский женский монастырь, находился между улицами Введенской и Болховской /ул. 7-е ноября и ул. Ленина/ в Орле, перестал существовать: в мае 1843 года сгорел и более на прежнем месте монастырь не восстанавливали.

Построен вновь монастырь на окраине Курских улиц, у Христорождественской церкви. "Торжественное открытие сего девичьего монастыря последовало 31 октября 1848 года", спустя 5 лет /ф.58, оп.1, д.488/

Тогда и вернулась в Орёл схимонахиня Макария. 1850 год. Пожар в Третьей части города уничтожил многие деревянные постройки и в том числе дома Тургеневых, Бурнашовых (бывший Лесковых), Коротневых /кварталы 12, 15/. Новые владельцы усадьбы и дома № 1 по Верхней Дворянской - А. К. Соколова, затем М. И. Оберг.

Усилиями властей, владельцев и строителей город после пожаров быстро возрождался, сохраняя усадебные ансамбли. На каменных фундаментах дома Коротневых, сгоревшего в пожаре, возводится новый.

"Проект на постройку деревянного дома со службами на месте полковницы Марии Ивановны Оберг в третьей части города Орла на Верхней Дворянской улице" составлен и подписан губернским архитектором И. П. Лутохиным, утвержден губернской строительной и дорожной комиссией в марте-июне 1855 года. Все постройки возведены в течение года (1855 - 56 гг.)

Новой владелице А. П. Остен-Сакен в апреле 1858 года досталась усадьба уже с постройками.

А с марта 1859 года владельцем усадебного места с домом и службами становятся коллежский советник Африкан Васильевич Сафонов, старинный приятель И. С. Тургенева, сосед его по имению /Сергиевское/. Они встречались в деревне и в Орле. Писатель бывал в этом доме, как установила Л. В. Иванова.

Первоначально, по архивным чертежам и фотографиям, деревянный одноэтажный дом имеет простое классическое решение плана и фасада; помещение - только необходимые: вестибюль, гостиная, диванная, столовая с буфетом и печью, кабинет. Коридор объединяет спальные комнаты, детскую, девичью, служебные помещения. Выходы разделены: парадный с улицы, хозяйственный со двора; Выход в сад из коридора. Со стороны сада - остекленная веранда, у которой сходятся садовые аллеи. Сад пейзажный. В саду - беседка.

Сюда весной 1889 года впервые пришел юный Иван Бунин. А спустя сорок лет он вспомнил и Орел, и "сад, узорчатый на чистом, закатном небе. Лиза..." Вспомнил, как поэтический образ, но не для того, чтобы в 2000-м году его роман использовали как документ, утверждающий, что дом был разрушен еще в 19-м веке. "Жизнь Арсеньева" - не жизнь Бунина, не автобиография. Это художественное произведение. Именно на этом настаивал автор. У писателя есть право художественного вымысла. Вот последний приезд Бунина в Орел, в начале 20-го века, отмечен в его письме от 17 мая 1915 года: "...едучи сюда, я был три дня в Орле. Снова посетил ту усадьбу на окраине Орла, которая описана в "Дворянском гнезде" - вот причина, почему я перечитываю его..."

К. Седойкина, краевед. Июль, 2000 г.

Научно-производственный центр по охране и
использованию памятников истории и культуры.
302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, 63

«Дворянское гнездо», «Дом Лизы Калитиной» – быть или не быть? orel-story.ru форум / «Дворянское гнездо», «Дом Лизы Калитиной» – быть или не быть? /
 "Дворянское гнездо" 2000-й год

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [14 Ноя 2018 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх