| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Исторические места Орловщины orel-story.ru форум / Исторические места Орловщины /  
 

Голохвастово

 
Автор Kireev

Модератор 
#1 | Дата: 15 Мар 2014 02:19 | Поправил: Kireev 
Не так давно в разговоре с жителем посёлка Кулики, что близ Лаврово, упомянули мы вкратце и деревню Голохвастово. Коренной житель тех мест сразу вспомнил о необычном говоре тамошних обитателей. Посетовал конечно, что в деревне осталось совсем не много народу и что старых, тех самых коренных людей с таинственным диалектом, там практически не осталось. Немного жалею теперь, что тема про это деревню прошла на ходу и не догадался тогда расспросить человека подробнее.
Но сразу вспомнил старую газетную статью, которую конечно нашёл и опубликую её здесь. Будут на память хоть какие-то сведения. А может в будущем кто-нибудь и расскажет тут более подробно о этой деревушке.
статья из газеты

___Диких людей пригрели под Орлом.___
- Котер, гомыру бусать будешь? - обратился пожилой скотник к одному из наших ребят, помешивая в кастрюльке нехитрое варево.
- Нет, Максимыч. Мы сегодня домой едем. Там бусать будем и каряк наврить, - ответил Володька.
Работали мы по ремонту животноводческих ферм в колхозе имени Жданова Орловского района, в деревне Голохвостово. Обычно, когда ремонт предстоял крупный, оставались с ночевкой. Но сегодня уезжали домой: справились за один день.
Володька работал в этой организации давно. Бывал в этой деревне много раз, и его здесь уже многие хорошо знали. Я же попал впервые. Деревня эта внешне ничем не отличалась от тысяч таких же русских деревень: те же дома, такие же люди. Однако это лишь внешнее сходство.
Вначале мне показалось, что разговор между Володькой и скотником не что иное, как блатной жаргон. Но поразмыслив и сравнив эти две фразы с небогатым познанием арго, понял, что это что-то другое.
По дороге домой я обратился к Володьке с просьбой объяснить, на каком это наречии он общался с Максимычем.
- А-а, да ты же ничего не знаешь, - улыбнувшись, начал он объяснять мне. - Деревня эта особая. Ты обратил внимание, какие люди здесь несловоохотливые? Так вот, деревня эта появилась во времена войны России со Швецией. На территории теперешней Финляндии наши войска в глухих болотах и лесах набрели на дикое племя. О существовании этого племени не знали даже шведы, владевшие тогда территорией Финляндии. Долго бились наши и иноземные переводчики, пытаясь понять, на каком языке говорят эти люди, но так и не смогли. Даже сами финны не понимали.
В это время с инспекторской проверкой посетил наши войска граф Меньшиков. Ему и попали на глаза эти полудикие люди, промышлявшие в основном собирательством и отчасти охотой, насколько позволяли им деревянные копья и стрелы с костяными наконечниками.
Меньшикову это показалось забавным. Он приказал их доставить в Санкт-Петербург. Но люди были настолько дикими, что толку от них не было никакого. Натешившись, граф продал это племя орловскому барину. Барин перевёз их в наши края. Жить в домах они наотрез отказались. Вырыли себе землянки на том месте, где сегодня эта деревня. Богу они верили своему. Наряжали разными лоскутками деревья и молились. Барин попался добрый и принуждать их к нашей вере особо не хотел.
Да и работящие они оказались люди. Трудились от темна до темна. Правда, жили замкнуто и с соседями не дружили. Язык свой берегли в тайне вплоть до семидесятых годов XX века. Молодежь из деревни тоже старались не отпускать. Но потом потихоньку эти традиции стали нарушаться. Однако язык свой сохранили до наших дней. Уже в семидесятых к ним приезжали языковеды, но так и не смогли определить, что это за наречие такое. Письменности у них не было.
В прошлый раз мы работали у них на фермах недели три. Жили на квартире у хозяев. Они при нас разговаривают, а мы, как бараны, на них смотрим и ничего не понимаем. Теперь многие слова из русского языка позаимствовали, так что, если поразмыслить и понаблюдать, уже можно понять кое-что. Да и молодежь начала рассказывать, что означает то или иное слово. Раньше не разрешалось.
Вот так я узнал, что совсем рядом с городом, всего лишь в тридцати километрах, есть деревня-легенда Голохвостово.
- Ну а что он тебе сказал? - полюбопытствовал у Володьки.
- Если дословно, - пояснил он, -то следующее: «Мужик, похлебку есть будешь?» Я ответил: «Домой едем, там и похлебку есть будем, и жен своих «любить». Вот и вся премудрость.
__________________________________________________
Виктор Певцов (нар. корр), "Орловский меридиан", 1999 год.

Автор Kireev

Модератор 
#2 | Дата: 22 Окт 2017 02:22 
Вот тут в посте представлен своеобразный словарь жаргонного языка брянских нищих. Есть и голохвастовские слова. Наверное всё проще, чем в этой "жёлтой" прессе расписали.

http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=7762&st= 0&start=0

Автор klavdiy

Участник 
#3 | Дата: 22 Окт 2017 12:50 
Kireev
Да, статейка Меридиана в стиле новостей "Мальчик упал в реку и его воспитали раки" )))

Автор Cyrano

Участник 
#4 | Дата: 22 Окт 2017 20:13 
Когда я крайний раз был в Лаврово, ныне покойный сын бывшего директора тамошней школы Фефилова рассказывал мне, что голохвастовский язык, как показали этнографические экспедиции, является "молдавской феней", которую занесли потомки молдаван, прибывших вместе с Дмитрием Кантемиром в будущий Дмитровский уезд при Петре Великом. Так что, Голохвастово - это вотчина древнейших орловских гастарбайтеров, а нам остается только побахарить по-кацки.
Всего доброго,
Cyrano

Автор Kireev

Модератор 
#5 | Дата: 23 Окт 2017 02:11 
klavdiy
А я в те годы так ждал подобных статеек. Пусть этих, "жёлтых", но хотя бы с краеведческим уклоном. И периодически они их публиковали.

Cyrano
Итого, у нас уже три версии происхождения этого языка: Финское дикое племя, Молдавская феня, Язык брянских нищих. Занятно.
Мы хотели совершить туда вылазку. Вот только проскочила информация, что ни одного носителя этого языка в деревне уже не осталось...

Автор Cyrano

Участник 
#6 | Дата: 23 Окт 2017 02:48 
Kireev
Перечитал. Оговорился. Вел речь не о Лаврово и его школе, а о Путимце
Хочу предложить Вам следующий маршрут на целый день.
Доезжаете на автобусе до Плоского. Заходите в школу. Может, там есть музей и краеведы. Там же осматриваете церковь, которая по легенде построена на деньги царя. Внутри не был. Возможно сохранились росписи.
Полями идете в Путимец. По дороге ищете популяцию краснокнижной бабочки махаон, которую я там присмотрел.
В Путимце заходите в школу, общаетесь с народам, пытаетесь проникнуть в церковь, кажись 1804 г., осматриваете воинское захоронение, поле, на котором якобы был военный аэродром.
По ручью Путимец идете в Голохвастово.
Оттуда, если хотите, идете на станцию Становой Колодезь.
Интересен другой путь. От Голохвастова на Дубовик, где сохранилось основание колокольни, на которой сидел наш корректировщик, а фрицы вели по ней огонь.
Оттуда идете на восхитительное реликтовое озеро Путимец.
Уезжаете через Лаврово.
Я там гулял. Увы, сейчас что-то стал медленно ходить.
Всего доброго,
Cyrano

Автор Kireev

Модератор 
#7 | Дата: 24 Окт 2017 01:11 
Cyrano
Спасибо! Надо обязательно так сходить. Там и веловариант очень хорошо подойдёт.

Исторические места Орловщины orel-story.ru форум / Исторические места Орловщины /
 Голохвастово

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 57 [14 Ноя 2018 11:03]
Гости - 57 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх