Дорогие форумчане! Мы очень рады, что форум удалось спасти и что мы снова вместе!

1 июля мы закончили работы по восстановлению из кэша Яндекса и Googl`а текста большинства сообщений, опубликованных за последние 7 месяцев и утраченных 15 июня из-за ошибки хостера. Однако ценность многих сообщений заключалась в опубликованных Вами фотографиях. К сожалению, изображения, которые были загружены непосредственно на форум, были утрачены. Вы окажете неоценимую помощь всем форумчанам и гостям сайта, если зайдете вновь в свои сообщения и добавите в них исчезнувшие фото и документы. Сообщения открыты на редактирование.

Пользователей, регистрировавшихся в период с 20 ноября 2018 года до 16 июня 2019 года, просим зарегистрироваться вновь в связи с утратой ваших данных из базы. Список пользователей.


 | Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Имени нашего города удостоены… orel-story.ru форум / Имени нашего города удостоены… /  
 

Орловский гвардейский авиационный полк самолетов-заправщиков

 
Автор 203
Участник 
#1 | Дата: 31 Дек 2007 11:21 
Музей Орловского гвардейского авиационного полка самолетов-заправщиков.
Добро пожаловать!!!
http://mmb-avia.narod.ru/avia/myzei/myzei.htm

Автор admin

Администратор 
#2 | Дата: 21 Янв 2008 22:39 | Поправил: admin 
Орловский гвардейский авиационный полк самолётов-заправщиков за более чем 65-летнюю историю сменил несколько названий. Наименование "Орловский" было присвоено ему после успешно завершившейся битвы на Орловско-Курской дуге.

Тогда он назывался "25-й гвардейский Орловский тяжелый бомбардировочный авиационный полк Авиации Дальнего Действия".

Вот краткая история полка:
22 июня Германия без объявления войны вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. Через несколько дней в Кремль были вызваны несколько высших офицеров ВВС. Перед ними была поставлена задача в кратчайшие сроки сформировать несколько авиаполков различного предназначения, в том числе тяжелый авиационный полк авиации дальнего действия для борьбы с наступающим врагом на нашей территории, а также для поражения объектов на территории врага.

Летный состав формировался из летчиков гражданской авиации, летчиков-полярников и штурманов боевых бомбардировочных частей. Этот летный состав имел большой опыт полетов в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Лётные и технические экипажи отправлялись в Казань для получения непосредственно на авиазаводе новых бомбардировщиков ТБ-7 конструкции Петлякова, которые впоследствии получили название ПЕ-8. В начале войны это были одни из самых современных советских бомбардировщиков.

К началу августа закончилось формирование полка, и обновленный состав летных и технических экипажей прошел в очень сжатые сроки теоретическое и практическое переучивание непосредственно на заводском аэродроме. Это позволило командиру полка ЛЕБЕДЕВУ В.И. доложить в Ставку Верховного Главнокомандующего о готовности большинства экипажей 432-го тяжело-бомбардировочного авиационного полка (такой номер носил полк в начале войны) к ведению боевых действий.

10 августа 1941 года полк был перебазирован на аэродром г. Пушкино под Ленинградом. Для выполнения первого авианалёта на Берлин было отобрано 12 самых надежных самолётов, однако после дополнительной проверки два бомбардировщика не были допущены к полёту. На подготовку было отпущено 1-2 дня. Первое боевое крещение получилось не только драматическим, но для некоторых экипажей и трагическим. Несколько самолетов не смогли взлететь с полным боезапасом и полными бензобаками. Здесь сказался недостаточный опыт экипажей взлетать с полной нагрузкой, незнакомый аэродром и короткие полосы для разбега. У некоторых самолетов при взлёте отказали двигатели. Сверхсекретность операции привела к тому, что ПВО Ленинграда и Балтийского флота были в полном неведении о возможности появлении незнакомых машин. Некоторые бомбардировщики были атакованы нашими истребителями в самом начале полёта, а один самолет был сбит зенитной артиллерией уже после выполнения боевого задания. Один самолет пропал без вести, один был вынужден совершить вынужденную посадку в Финляндии, а самолет знаменитого полярного летчика Михаила Водопьянова получил повреждения от огня зенитной артиллерии над целью, потерял часть топлива и после выработки оставшегося горючего сел на вынужденную посадку в Эстонии за линией фронта.

В дальнейшем ошибки первого полета были учтены и полк, как и вся наша армия, учился воевать против сильного, опытного и вероломного врага. Авиация Дальнего Действия, находившаяся в непосредственном подчинении Ставки Верховного Главнокомандования, главным образом использовалась для нанесения бомбовых ударов по объектам глубокого тыла врага, по его крупнейшим административным и политическим центрам, военно-морским и военно-воздушным базам, важнейшим узлам коммуникаций и другим стратегическим целям. Вслед за Берлином экипажи полка готовятся и успешно осуществляют вылет на военно-промышленные объекты Данцига, Кенигсберга и Бухареста.

В начальный период войны полк, базируясь под Москвой, принимает активное участие в оборонительных боях за столицу. Главной задачей полка в период битвы за Москву была поддержка сухопутных войск бомбовыми ударами по наступающим войскам противника, по его аэродромам для предотвращения налетов на Москву и другие промышленные центры.
Активные и непрерывные действия экипажей полка днем и ночью по танковым и механизированным колоннам немцев наносили им существенный урон, создавали пробки на дорогах, снижали темпы наступления на Москву, давали возможность резервам Ставки ВГК выиграть время для перегруппировки и занятия оборонительных рубежей. В период наступления немцев на Москву полк наносил мощные бомбардировочные удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на поле боя на Калининском направлении, железнодорожному и шоссейному мостам через реку Волга у г. Калинина. В дни особенного боевого напряжения произвел дневной вылет кораблями ТБ-7 на скопление войск и техники противника в г. Калуге. За успешное выполнение задания командования по обороне г. Москвы и проявленные при этом мужество и героизм личный состав полка награжден медалью « За оборону Москвы» (награждено 325 военнослужащих полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.05.1944 г.)

С 30 августа 1941 года 432 авиационный полк 81 авиационной дивизии дислоцируется на аэродроме г. Кирова Ивановской области.
3 декабря 1941 года приказом НКО СССР № 00115 432 авиационный полк был переименован в 746 авиационный полк Дальнего Действия.

В течение зимы 1942 года дальние бомбардировщики, действуя по ночам, наносили значительный урон противнику. Крупные авиагруппы были применены для ударов по войскам и боевой технике противника, расположенными за передним краем его обороны и таким образом весьма заметно влияли на общую обстановку на фронте. Все чаще боевые задания дивизии даются непосредственно Ставкой ВГК.

Экипажи полка принимали участие во всех оборонительных и наступательных операциях Красной Армии. Во взаимодействии с фронтовой авиацией полк наносил мощные бомбовые удары по переднему краю противника, узлам сопротивления, сосредоточениям войск и техники, по его резервам. Действуя самостоятельно по железнодорожным узлам, станциям и аэродромам, личный состав полка решал задачи по срыву перевозок противника и уничтожению его авиации.

Дальние бомбардировочные полеты экипажами полка выполнялись регулярно. Даже в дни особенно напряженных боев за Москву были нанесены бомбовые удары по объектам глубокого тыла противника, которые потрясли Германию, вселяли у советских людей уверенность в победе.
К концу 1942 года Авиация Дальнего Действия совершила 9 полетов на Берлин, 13 на Констанцу, 8 на Бухарест, 27 на Плоешти. Особенно напряженными были действия полка в августе и сентябре. Помимо военных объектов врага в Берлине, Кенигсберге, Будапеште, Бухаресте, Варшаве были нанесены ощутимые бомбардировочные удары по Штеттену, Ной-Югеггену, Вютегай-Вальде, Тельзеру, Мемелю и городам в глубоком тылу фашисткой Германии.
Только за август 1942 года полк произвел 136 боевых вылетов, сбросил на цели 336.000 кг. бомб и 5.5 миллионов листовок, потеряв при этом один самолет и 7 человек летного состава.

В период зимнего наступления Красной Армии на Центральном фронте полк наносил бомбовые удары по крупным железнодорожным узлам: Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, Минск, Полоцк, Брянск с целью срыва подвоза живой силы и техники противника, а также по штабам группировок немцев в городах Смоленске, Старая Русса, Спасск-Деменске, Невеле.
В апреле 1942 года экипажи самолетов ТБ-7 выполняли специальные задания по выброске десанта и разбрасыванию листовок в глубоком тылу противника.
Личный состав полка принимал участие в ликвидации летнего прорыва немцев на Харьковском направлении. Днем и ночью полк наносил удары по железнодорожным узлам Курска, Львова, Орла, Брянска, по аэродромной сети противника в Харькове, Белгороде, Смоленске, Боровское, Сещи, по скоплению войск, техники и штабам противника в городах Харькове, Щигры, Полтаве и деревне Паханок.

С сентября 1942 года полк принимает активное участие в Сталинградской операции нанося бомбардировочные удары по живой силе и технике противника на переднем крае обороны в пригородах Сталинграда, а также по железнодорожной станции Лихая, аэродромам противника Тузов и Сталино.
Каждый дальний полет был суровым испытанием мастерства, авиационной культуры всего летно-технического состава. Для более точного поражения цели в ночное время применялись светящиеся авиабомбы. Почти на все дальние цели, на которые летала Авиация Дальнего Действия, летали и экипажи тяжелобомбардировочного полка, показывая образцы мужества, отваги и преданности Родине.

Наряду с полетами в глубокий тыл врага, с выполнением боевых заданий в интересах переднего края обороны наших войск, экипажи нашего полка неоднократно привлекались для выполнения специальных правительственных заданий. Так в апреле было выполнено задание по доставке военно-дипломатической миссии из Москвы в Лондон для ведения переговоров о совместных действиях в борьбе с фашистской Германией. Полёт проходил при неблагоприятных погодных условиях, над захваченной фашистами Европой, в самолетё, не приспособленном для перевозки пассажиров.

Вслед за перелетом в Великобританию встал вопрос о согласовании действий советского правительства и США в борьбе против общего врага. Для ведения переговоров и подписания необходимых соглашений предстояло направить на американский континент нашу авторитетную, наделенную полномочиями правительства делегацию. Решено было направить в США делегацию, возглавляемую Первым заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров Наркомом иностранных дел В. М. Молотовым. Вполне понятно, что в это время доставить ее было нелегко. Морем было крайне опасно, так как подводные лодки противника бороздили по всем морям и океанам и топили беспощадно военные и торговые суда СССР и сторонников по антигитлеровской коалиции. Выход был только в использовании воздушного транспорта.

Автор admin

Администратор 
#3 | Дата: 3 Фев 2010 21:55 | Поправил: admin 
Перелет делегации во главе с Молотовым в Америку проходил на стандартном ПЕ-8. Единственное, что было сделано для пассажиров, это установка временных сидений в центральном отсеке. Пассажиры, а среди них были и женщины, были облачены в меховые комбинезоны и снабжены кислородными приборами. Температура за бортом доходила до – 40 градусов С, в импровизированном пассажирском салоне было так же холодно.
За выполнение этого полета весь экипаж бомбардировщика был удостоен боевых наград. Пилоты майор Пусэп Э.К., майор Обухов В.М., штурманы майор Штепенко А.П. и майор Романов С.М. получили звание Героев Советского Союза. (Указ Президиума ВС СССР от 20.06.1942 года).

В зимне-весенний период 1943 года полк испытывал огромное боевое напряжение, выполняя разнообразные сложные задачи, которые планировались Ставкой ВГК.
Одна из них – нанесение ударов по военно-промышленным и административным центрам в глубоком вражеском тылу: Кенингсберг, Данциг, Тильзит, Интербург. Эти мощные бомбовые удары способствовали распаду фашистского блока, оказывали сильное моральное воздействие на противника, вынуждали его держать в своем глубоком тылу значительные силы зенитной силы артиллерии и истребительной авиации. Кроме того, экипажи полка регулярно вели в интересах высших штабов стратегическую, оперативную и тактическую разведку.

Когда сложилась крайне тяжелая обстановка в Ленинграде и город был блокирован с земли, воздуха, моря, по приказу Верховного Главнокомандующего целый ряд экипажей полка привлекался для оказания помощи населению и советским войскам, сражающимся у стен легендарной колыбели революции. Не один раз наши однополчане, пересекая линию фронта, доставляли в осажденный город голодающему населению продукты питания, медикаменты, вывозили раненых и детей, снабжали войска боеприпасами, горючим.
Многие экипажи части принимали участие в боях по прорыву блокады Ленинграда, неоднократно подвергали бомбардировке железнодорожные станции Мга, Тосино, огневые позиции дальнобойной артиллерии врага, с которых обстреливался город.

В 1943 году, во вторую годовщину появления первых гвардейских частей – 18 сентября, приказом Народного Комиссара Обороны №274 часть была преобразована в 25 гвардейский авиационный полк Дальнего Действия.
Преобразование части в гвардейскую свидетельствовало о высокой оценке партии и правительства ратного труда авиаторов. Незабываемым событием в истории боевого авиационного коллектива явился день 2 ноября 1943 года. В этот день на фронтовом аэродроме в боевой обстановке состоялось вручение гвардейского Знамени, которое вручил гвардейцам начальник политотдела Авиации Дальнего Действия полковник Черноусов.

К осени 1943 года окончательно определился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива навсегда перешла в руки советского командования.
Авиаторы полка, обретая боевой опыт, постоянно учились: определяли способы противоистребительного маневра, отрабатывалась слаженность действий экипажа, на самолетах в целях маскировки установили пламегасители, совершенствовалась система заполнения бензобаков нейтральным газом. В полку по заданию правительства проводились войсковые испытания мощной цветной ориентирной сигнальной бомбы.

С начала наступления до полного завершения Белорусской операции силами Дальней Авиации было совершено 9569 самолетов-вылетов. Во всех важнейших массированных полетах ДА в ходе Белорусской операции принимали участие и экипажи гвардейского Орловского авиационного полка. Только за время боев за освобождение Гомеля однополчане сбросили 406 тысяч кг бомб и 1380000 листовок, личному составу полка приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами 26 июня 1943 года была объявлена благодарность. Несколько ранее гвардейцам – орловцам была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего за освобождение города Брянска.

Особое место в боевой летописи нашего авиационного полка занимает участие в величайшем сражении Великой Отечественной войны в легендарной битве на Орловско-Курской дуге. Экипажи полка, как и по количеству боевых вылетов в период боев за г. Орел, так и по качеству нанесения бомбардировочных ударов были первыми в соединении.
Выполнение боевой задачи было возложено на Авиацию Дальнего Действия. В ее выполнении принимал активное участие и наш полк. В период интенсивных боев под Орлом и Курском наши экипажи привлекались для уничтожения самолетов на аэродромах противника. Они принимают участие в бомбардировке немецких аэродромов в районе Орла и Брянска, Сещи, Олсуфьева, наносят меткие бомбовые удары по железнодорожным узлам, через которые осуществлялся перевоз оружия, боевой техники, боеприпасов, горючего, живой силы немецко-фашистским войскам на Орловском направлении, по переправам, дорогам, скоплениям живой силы и боевой техники врага.
В ходе боевых действий и боевых вылетов авиаторы действовали мужественно, самоотверженно, проявляли настойчивость и упорство при выполнении поставленных задач.

Мощный, массированный удар нанесла наша Дальняя Авиации в ночь на 4-е июля 1943 года по железнодорожному узлу и другим объектам противника в Орле. В нем участвовало свыше 400 самолетов и было сброшено более 520000 кг бомб. Активное участие в этом ударе приняли и летчики 746 авиационного полка. Рев множества моторов покрыл ожесточенную стрельбу вражеских зениток. Разрывы наших бомб были непрерывны. Карающий советский металл потоками изливался на головы фашистов. Пламя возникших пожаров поднялось вверх до 300 метров и было видно на дальности до 160 километров. В сплошных разрушениях и зловещей тишине встретили утро уцелевшие фашисты.

5 июля 1943 года немецко-фашистские войска на Орловско-Курской дуге перешли в наступление. На земле развернулась гигантская битва. В воздухе бомбардировщики волнами по 100-150 самолетов под прикрытием истребителей с разных сторон шли к боевым позициям наших войск. Из авиационных частей особая роль и место в битве за Орел выпала личному составу 746 тяжелого бомбардировочного авиационного полка Авиации Дальнего Действия. К исходу дня 5-го июля полк получил боевую задачу. В ночь на 6-е июля ему предстояло бомбить войска и технику врага в районе Малоархангельска. Каждый последующий день летчики полка били гитлеровцев в Томаровке, Белгороде, Яковлево, Понырях. Вылеты следуют один за другим. Как на земле, так и в небе идут постоянные воздушные бои.
С утра 12 июля 1943 года войска Западного, Брянского и Центрального фронтов приступили к выполнению плана «Кутузов» – боевой операции по разгрому немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме.
Для их поддержки, кроме войсковой авиации, привлекались 300 дальних бомбардировщиков. Перед ними поставлена задача: беспрерывно наносить бомбовые удары по живой силе, военной технике и узлам скопления противника. Вместо одного вылета в три дня, бомбить врагов ежедневно.

13 июля все бомбардировщики 45-й авиационной дивизии нанесли удар по железнодорожной станции Орел и вывели ее из строя на сутки. В одну из июльских ночей на железнодорожный узел Орёл была сброшена новая авиабомба – «ФАБ – 5000 НГ» – пятитонка. Это была вторая бомба этой марки. Первая была сброшена на Кенигсберг 29 апреля. После освобождения ОРЛА специальная комиссия установила, что взрывом была разрушена насыпь полотна железной дороги и рельсовые пути в радиусе более 100 метров, а массивная рама пульмановского железнодорожного вагона согнута в дугу и отброшена в сторону на 100 метров. В следующую ночь полк нанес удар по объектам врага в районе Болхова.

Вот только один эпизод из череды боевых действий полка. В ночь на 15 июля очень результативным был полет экипажа майора Каминского М.Н.. По заданию ему предстояло нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу Орел. Но основная цель оказалась плотно закрытой облаками. Каминский принимает решение идти на запасную цель – Карачев, но и он оказался закрытым. Решил снизиться и поискать подходящую цель. Быстро падает высота: 5000, 4000, 2000 метров. На высоте 1700 метров, пробив облака, экипаж обнаружил под собой немецкий аэродром, ярко освещенный прожекторами, над которыми кружилось более десятка вражеских самолетов, возвратившихся с задания и заходивших на посадку. Наш бомбардировщик пристраивается в порядок немцев и сбрасывает на взлетно-посадочную полосу неприятельского аэродрома весь свой пятитонный груз бомб. При отлете на пересекающимся курсе стрелки экипажа огнем пулеметов сбили фашистский бомбовоз, заходивший на посадку. Через минуту, едва не столкнулись с другим немцем, вынырнувшим из мглы. Шарахнувшись в сторону, он попал под огонь своих зениток и упал вниз. Фашисты все же обнаружили и захватили в сплетение лучей прожекторов наш бомбардировщик. Из всего бортового оружия воздушные стрелки открыли огонь по прожекторам. Их огни погасли. В итоге этого дерзкого налета немецкий аэродром временно был выведен из строя, на земле сгорели шесть вражеских машин. Советский бомбардировщик благополучно возвратился на свою базу.
15, 16, 17 июля снова бомбардировали воинские эшелоны на станции Орел, а в ночь на 19-е июля бомбили Орловский аэродром немцев и их военный городок. Вечером 20-го июля на совещании по подготовке к очередному вылету летчикам полка сообщили, что прорвав оборону противника на глубину более 70 км. на севере Орловского плацдарма и на 20-25 км. восточнее Орла, войска Западного и Брянского фронтов успешно продолжают наступление. Начальник разведки полка сообщил, что фашистское верховное военное командование серьезно обеспокоено все усиливающимся ударами советской авиации по немцам на Орловском плацдарме и поэтому в район Орла из Берлина переброшена эскадра отборных ночных истребителей, наводящихся на цели с помощью радиолокационных наземных станций. Поэтому, заключил разведчик, в полетах необходимо очень внимательно следить за окружающей воздушной обстановкой, экипажам быть в постоянной готовности отражать атаки фашистских асов, искать новые формы и способы борьбы с ними.

Автор admin

Администратор 
#4 | Дата: 3 Фев 2010 21:57 
В период боёв за Орёл, лучшим из всех был признан экипаж майора Сугака С.С., всю войну считавшего себя орловцем, так как родился и вырос в Клинцовском районе Орловской области (ныне Брянской области) и поэтому особенно старавшегося поскорее выбить захватчиков с родной земли.
В один из июльских боевых вылетов на захватчиков в Орле корабль капитана Сугака и штурмана старшего лейтенанта Васильченко был встречен огнем 25-ти зенитных орудий и попал в лучи 18 прожекторов, но с боевого курса не свернул, бомбы сбросил точно и благополучно возвратился на свой аэродром. На вражеском аэродроме возникло пять пожаров, которые вскоре слились в один сплошной. В течении 15-20 минут в этом море огня раздавались взрывы. Пожар и взрывы служили отличным ориентиром для наших экипажей, шедших вслед за машиной Сугака Сергея Савельевича.
Операция советских войск под кодовым названием «КУТУЗОВ» в начале августа вступила в конечную стадию. 5 августа наши войска освободили Орел от фашистских захватчиков. Наша столица – Москва впервые за войну салютовала победителям 12-ю артиллерийскими залпами из 120 орудий. Радовались этой победе вся наша армия, весь советский народ.
За проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками организованность, стойкость, мужество и отвагу приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 года 746 авиаполк был преобразован в 25 гвардейский тбап, а приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 года за большой вклад в освобождение Орла полку было присвоено почетное наименование «ОРЛОВСКИЙ». Его полное наименование стало таким: 25-й гвардейский Орловский тяжелый бомбардировочный авиационный полк Авиации Дальнего Действия.

PS. Это далеко не всё, что можно было бы рассказать о славной истории авиаполка, носящего имя нашего города. Заместитель командира части приглашает посетителей нашего сайта познакомиться более подробно с историей авиаполка, командирами, формировавшими полк, лётчиками и штурманами – участниками боёв, тактико-техническим данными бомбардировщиков периода Великой Отечественной войны и многими другими материалами, представляющими интерес для любителей военной истории, мальчишек, мечтающих об авиации, немногочисленных участников тех сражений. А заодно можно познакомиться и с Рязанью, где сейчас базируется авиаполк. Теперь он называется: «Орловский гвардейский авиационный полк самолетов-заправщиков».

http://mmb-avia.narod.ru/avia/myzei/myzei.htm

Автор xalimon

Участник 
#5 | Дата: 3 Фев 2010 22:28 | Поправил: xalimon 
"Орловский ЖД узел был уничтожен советской Дальней Авиацией. Только Пе-8 произвели несколько сбросов ФАБ-5000:

1. В ночь на 4 июня 1943 года ФАБ-5000 была сброшена экипажем 890 полка (командир корабля Шамрай) на железнодорожный узел Орел.

2. В ночь на 19 июля 1943 г. два бомбардировщика 746 полка взяли курс на Орел. Экипаж Додонова произвел сброс ФАБ-5000 на железнодорожный узел, экипаж Шатрова — на тот район города, где была замечена концентрация немецких войск. Узел был полностью выведен из строя".Вот такую информацию нашел(требует проверки).

Имени нашего города удостоены… orel-story.ru форум / Имени нашего города удостоены… /
 Орловский гвардейский авиационный полк самолетов-заправщиков

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 2 [ Kireev, doctor ]
Максимум когда-либо в эфире: 130 [7 Авг 2019 08:29]
Гости - 130 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх