| Начало | Регистрация | Забыл пароль | Ответить | Поиск | Статистика | Правила |
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /  
 

Район "Кирпичка" - магазин "УЮТ"

 
 
Страница  Страница 1 из 16:  1  2  3  4  5  ...  13  14  15  16  Дальше »

Автор aviatechnic

Участник 
#1 | Дата: 9 Мар 2011 23:13 | Поправил: aviatechnic 
Хочу написать об уже не существующем районе города, хотя район конечно никуда не пропал, а даже разросся. Просто давно уже нет предприятия, давшего название этому району. Сейчас его называют микрорайон «Уют», а раньше он назывался «кирпичка». Типичный диалог двух молодых людей в недалёком прошлом. Ты откуда? – С Карачёвки, А я с Кирпички. Кого знаешь? И т.д.
Район ограничивался улицами Комсомольской, Авиационной, Широко-Кузнечной (сейчас Латышских стрелков), и гаражами напротив дома 270. Не знаю когда в этом районе появились первые 9-этажки, но это были по Комсомольской д. 282 и д.2 по Авиационной. Далее появились Комсомольская д.284 и Авиационная д.6. В 1978 году эти дома уже были, т.к я тогда пошел в первый класс, и со мной учились ребята из этих домов.
Родители получили квартиру в доме 270 по Комсомольской (Уют) в 1975 году.
(раньше я жил по адресу ул. 7 ноября д. 43 - хотя это был и не жилой дом - сейчас здание ОГТРК).

Магазина Уют еще не было. Был котлован и стройка. Кирпичный завод работал на всю катушку. Постоянно туда-сюда сновали ЗиСы - самосвалы
http://denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zismmz585. html
издавая характерный звук. Квартира у нас была 3-комнатной на 7-этаже. Окна выходили на ул. Комсомольскую, кирпичный завод и школу №28. Обзор был великолепный. Бараки кирпичного завода в то время уже начали сносить. Жителей расселяли по пятиэтажкам, вплоть до самолёта. Когда я в 78 году пошел в школу, в нашем классе было несколько таких «переселенцев». Первым снесли барак который находился между современным Эльдорадо и домом Комсомольская 272. От него остался один угол, и этот угол сразу превратился в стихийную помойку. Туда волокли крупногабаритный мусор со всего квартала. Мусорка на том месте до сих пор. Следующим снесли дом находящийся ближе всех к остановке. От остановки он был отгорожен забором. Перед домом росло некоторое количество яблонь. Помню одним из «невинных развлечений» было сидя на яблоне - перебрасывание огрызков на остановку.
Остановка трамвая в обратную сторону находилась дальше, практически на нынешнем месте. Двигаясь с этой остановки трамваи (в сторону автовокзала) снижали скорость, т.к. линия имела ощутимый зигзаг, практически повторяя контур Комсомольской улицы в районе её расширения. В этом месте часто меняли рельсы, похоже что из-за повышенного износа. Позже переложили большой отрезок рельсов, спрямив этот участок.
Хотя на кирпичном заводе была проходная, забор находился в сильно фрагментированном состоянии, и практически доступ был свободным. Со стороны домов 2 и 6 по Авиационной вообще забора не было. Завод был основной игровой площадкой местных мальчишек. Аттракционов было множество. Самый крутой из них – кататься на ленте конвейера подающего уголь к печам. Сами печи занимали 1-ый этаж, а уголь засыпался сверху со 2-го. Почему-то кочегаров я там ни разу не видел. Возможно просто не совпадал график :). Кататься мы шли сразу после школы, а уголь, возможно, засыпали утром. На первом этаже вверху была сделана из рельсов направляющая под люльки с кирпичами. В каждой помещалось по 4 штуки. На этих люльках кирпичи проезжали цех обжига (печь). Ближе к дому Комсомольская 282 были мастерские. Там стояли пара больших токарных станков, фрезерный и еще много чего. Пол весь был залит машинным маслом. У мастерской всегда стоял оранжевый бульдозер ДТ-75. Этим бульдозером кучковали уголь и ровняли дорогу в карьере.
Самое интересное, что нас, пацанов, никто с территории не гонял, мы могли спокойно зайти в мастерскую и наблюдать как работает токарь. Но в некоторые цеха мы смогли попасть только когда завод стали сносить. Например, в «большом» цехе на полу был поворотный круг для вагонеток. Рельсы там были во многих цехах, вагонеток предостаточно – на них мы тоже катались. На том месте где сейчас дом 290, котельная и хоккей площадка – находился глиняный карьер. Там тоже было весьма интересно. Глубина была метра 4, склоны почти отвесные. Можно было играть в альпинистов. Осенью в карьере собиралась вода, а когда замерзал лед, некоторые смельчаки, желающие прокатиться по льду, проваливались по пояс. Рядом с угольным конвейером была наполовину зарыта в землю цистерна с соляркой. На ней был ручной насос и шланг. Тогда помню, все постоянно плавили свинец в консервных банках и выливали его в спичечные коробки, а если не было коробка – форму делали прямо в земле. А горючее для костра всегда брали в этой бочке. Кто выплавлял свинец с практической целью – всякие там грузила, и т.п. но большинству был просто интересен сам процесс.
Еще кирпичный завод нас очень выручал со сбором металлолома. В нашем классе из 29 человек было 20 пацанов (причем некоторые переселенные из вышеописанных бараков), и недостатка в грубой физической силе не было. Мы просто брали на кирпичном заводе вагонетку, прикатывали её во двор школы, нам этот «металлолом» и засчитывали, на глаз прикинув вес. Потом, правда, приходили рабочие с завода, и с матюками забирали свои железяки. Макулатуру мы тоже собирали не как все. Никаких обходов квартир в поисках старых газет. Мы шли в магазин Уют, брали под честное пионерское у них большую грузовую телегу для перевозки мебели, грузили на него несколько рулонов упаковочной бумаги и картон, и первое место по школе было обеспечено.
У кирпичного завода был клуб, здание в классическом стиле, с колоннами, в то время он уже не работал. Не помню, в какой год на кирпичном заводе был серьёзный пожар. Полностью выгорело здание с мастерскими. Было большое пламя, и страшный треск лопающегося шифера. Пожарные тушили издалека сначала водой, потом пеной, близко было не подойти. Осколки шифера летали с дымным следом. Пожар произошел из-за самодельного нагревательного прибора, в народе именуемого «козел».
После этого жизнь на заводе стала постепенно затихать, и его окончательно закрыли. Вот тогда мы уже излазили всё вдоль и поперек. Не забуду, как залезли втроём на крышу большого цеха, а она оказалась гнилая, деревянная, и вдруг начала трещать и проваливаться под нами. А высота была на уровне 3-го этажа. Еле добежали до края, и потом по стене (она уже была ступеньками) слезли.
На заводе жили летучие мыши. Часто видели днем, как они вылетали из развалин, потревоженные ковшом экскаватора. Брат даже столкнулся с одной из них нос к носу, и от неожиданности прыгнул со стены цеха. Хорошо, что внизу была куча песка. В общем, экстрима там было хоть отбавляй. Когда завода не стало, пришлось осваивать другие территории. Например, строящуюся АТС на Авиационной. Часто ходили на окраину аэродрома, лазили по самолётам. Там была большая свалка самолётов МиГ-19. Это место было просто Клондайком. Чего мы только оттуда не притаскивали! Эти же самолёты служили неиссякаемым источником магния для всевозможных взрывпакетов.

Последним напоминанием о кирпичном заводе еще несколько лет оставался старый погреб (на месте д.272 ) На карте у него почему то №278. В погребе по-видимому когда-то хранили запасы жители бараков, а при переселении всё бросили. Там были большие (под 100 л) бочки с капустой огурцами, и т.п. Со временем это всё протухло, разнося «аромат» по округе. Погреб сгорел уже в 1986 году. Мы как раз сидели на уроке, и видели в окно процесс тушения.
Территорию оставшуюся от кирпичного завода стали застраивать домами. А от Комсомольской к школе решили сделать аллею с фонарями. Что из этого вышло я писал в теме http://orel-story.ru/forum/index.php?action=vt hread&forum=1&topic=308&page=0

Автор aviatechnic

Участник 
#2 | Дата: 9 Мар 2011 23:16 | Поправил: aviatechnic 
А это карта. Что вспомнил, то и нарисовал.

KireevFoto217

Автор Kireev

Модератор 
#3 | Дата: 10 Мар 2011 01:39 | Поправил: Kireev 
Спасибо большое за такой подробный рассказ! Вообще нигде не приходилось слышать о истории этого места, не говоря уже о таком детальном повествовании. Жители именно этого района почешут головы, узнав о таком прошлом того места, где они живут. Глиняные карьеры глубиной под 4 метра, бараки, корпуса, вагонетки — даже напоминания об этом не осталось.
Наше поколение конца 80-х начала 90-х конечно не застало завод. Но и нас всегда тянуло в сторону аэропорта на поиски приключений. Что интересно, и охраны, заборов тогда толком не было. Мы свободно проходили на территорию в/ч 03013, могли спокойно гулять там, доходя аж до противоположной стороны в районе Планерной. Ходили на военное стрельбище в том районе (сейчас не существует). Любимым делом было в противоположном от места стрельбы бугре искать застрявшие в земле пули. Конечно ходили на сам аэропорт. Там и забор по периметру начали ставить уже при нас, а до этого его толком и не было. Доходили до взлётки, рулёжных дорожек, лазили по «Кукурузникам» (не всегда правда без последствий). Про найденный там бункер писал когда-то в другой теме. Были там, неизвестно, как туда занесённые, огородные участки. Дачных домиков не было. Но огороды были. Их общий квартал был поделён на кривые делянки с самодельными заборчиками. Ближе к АТС при воинской части тогда ещё существовал свинарник. Мы любили ходить к нему и смотрели, как хрюшки пасутся в большом открытом загоне. Часто кормили их крапивой или лопухами. В ближайших пятиэтажках «хрущёвках», если постараться, можно в подъездах найти на стене надпись - «Место сбора пищевых отходов». Долго нас мучил поиск смысла этой надписи пока не узнали, что раньше там были ёмкости, куда жильцы сваливали пищевые отходы, которые потом отправляли на свинарник.
Рядом с этим пастбищем одиноко на пустыре стоял небольшой деревянный домик, с виду раньше жилой. Он долго стоял в запустении, а потом его снесли. Про себя, мы его прозвали «дом с привидениями», так как, от ветра у него самопроизвольно открывалась створка лаза на чердак двускатной крыши. Потом мы всё-же забрались на чердак, дабы убедится в отсутствии приведений :) Дом снесли давно, свинарник забросили в середине 2000-х и сейчас вплотную к нему построен новый панельный девятиэтажный дом (Авиационная, 7к.1). Что стало с огородами не известно. Вообще с той стороны в/ч довольно сильно подпёрли многоэтажками. Закладывают новые.
Гуляли и в районе АТС и туда далее по Авиационной в сторону Карачевского шоссе. Тогда там интересней было, а сейчас всё застроили скучными гаражами.
Сейчас уже не пройти на территорию в/ч. К аэропорту и бывшим огородам можно пробраться если только с задней стороны. А мы пролезали в лаз в заборе где дом 310, город оставался позади, а прямо шла грунтовая дорожка к свинарнику, огородам, аэропорту и огромная территория для самых любимых приключений. На месте входа в заборе, теперь новый длинный дом №310к.1 по Комсомольской.
Интересной была и сама Авиационная/Спивака. Давно ещё когда-то (я не застал) от Комсомольской она так же шла через трамвайный переезд, но на несколько метров в сторону ост. «Ботаника» и по ширине была как обычный дворовый проезд. Потом проходила вплотную (перед подъездами) к дому 302 по Комсомольской и далее шла мимо котельной прямо к зданию АТС, там где-то и заканчивалась. А место нынешней Авиационной рядом с переездами было под яблоневым садом.
Уже по рассказам узнал, что нынешнюю обводную дорогу Авиационная/Спивака от Комсомольской до Карачевского шоссе проложили, когда строили подземный переход на автовокзале. Соответственно улица оказалась перекрыта и машины направили в объезд. Правда или нет - не знаю. Тогда от Комсомольской, её проложили чуть по новой трассе и, как получается, прямо через сады. На примыкании к Комсомольской улицу разделили на две односторонние полосы. Я ещё застал время, когда весь этот перекрёсток утопал в яблоневых деревьях. Авиационная просто ныряла в них, сразу после пересечения с трамвайным полотном. Откуда-то из гущи яблок вырастала могучая металлическая опора ЛЭП. Что бы добраться до её основания, приходилось пробираться сквозь густой кустарник и деревья. Сама проезжая часть этой обводной дороги была в очень плохом состоянии. Машин ездило очень мало. Порой доезжал на велосипеде от Комсомолькой до шоссе не встретив ни одну машину.
В 1996 году провели реконструкцию этой дороги. Укладывали новый асфальт огромными катками (даже сейчас таких в Орле не вижу) и что самое обидное повырубили там почти все яблони. Опора ЛЭП, как видим сейчас из трамвая, гордо возвышается теперь на открытой полянке. И лишь несколько старых яблонь остались там в районе между домом 282 и трамвайным полотном. Цветут они очень красиво, но каждый год их становится всё меньше. Зато машин тут теперь, аж каждый день «пробки» и частые ДТП.
А вот летучие мыши тут есть и сейчас. Если посидеть летним поздним вечером во дворе домов 300,302,306, может и в других, то можно увидеть их стремительные полёты в почти тёмном небе. Полетают минут 15 и улетают в сторону котельной и АТС.
Приятно детство вспоминать. Для одного поколения мальчишек объектом приключений был завод, для других ещё что-то. Нашим любимым местом был недостроенный полиграфический комбинат на Кромском шоссе. Излазили мы его весь: от огромных подвалов-убежищ и до самой крыши. Каких только приключений там не было. Это конечно для отдельного рассказа. А пока просто люблю погулять по торговому центру и повспоминать, как тут всё было и как стало теперь.
Совсем скоро уйдут в полное забытие (то есть полный снос построек): пивоваренный завод, гипсовый комбинат, завод красного кирпича. Последний в точности повторил судьбу своего «коллеги» с другой части города. На месте кирпичного завода №1 сейчас начали возводить довольно большой жилой район.

Автор Kireev

Модератор 
#4 | Дата: 10 Мар 2011 01:52 | Поправил: Kireev 
Такое фото. Принадлежало оно нашему покойному товарищу Сергею Сергееву, а кто его автор, к сожалению, не известно.
KireevFoto218

Автор Pavel

Участник 
#5 | Дата: 10 Мар 2011 17:42 
aviatechnic
спасибо, действительно интересный рассказ.
Kireev
на фото с большой долей вероятности начало 90-х. Надпись "Уют" на магазине, а под ней характерно оформленная вывеска-реклама кока-колы. Справа едет скорее всего бмв-акула (характерные спаренные фары). Остекление балконов уже вошло в стадию массово-хаотичное. напомню, было время, когда стеклить вообще было нельзя.
Ну а в начале 90-х Сергей уже с успехом снимал и сам. Возможно, что он и автор фото.

К более позднему сроку это фото отнести нельзя из-за отсутствия рекламных растяжек над ул. Комсомольской, да и вообще из за "интенсивности" самого движения)) А еще, нет характерной голубятни между крышей и 9-м этажом второй девятиэтажки, сейчас она уже не используется, а тогда даже еще не была приделана к зданию столь нестандартным способом.

Автор Kireev

Модератор 
#6 | Дата: 10 Мар 2011 18:37 
Pavel
То что на фото 90-е, думаю соглашусь. Подходит по окружающему пейзажу.
Павел, наверное, с Вас продолжение рассказа, как с ещё одного жителя этого южного округа :)

Автор aviatechnic

Участник 
#7 | Дата: 10 Мар 2011 21:36 | Поправил: aviatechnic 
Kireev
Спасибо за фото. Как раз видны мои окна и балкон. В то время еще не застеклённый. С этого балкона я в 1980 году смотрел эстафету олимпийского огня. Помню кто-то пустил слух что в это время на балконы выходить было нельзя ( не знаю, правда ли) и я на всякий случай выглядывал из-за края шифера, которым был обшит балкон.
На крыше Уюта панель, в которую раньше были вставлены неоновые трубки. Этих трубок на крыше было множество. Видать сгоревшие. На крышу можно было попасть очень простым способом, безо всяких лестниц. В том углу, который к "Магниту" будка вентиляционной шахты была в полуметре от стены. Упираясь в обе стенки залезали сначала на крышу будки, а с неё на крышу магазина. В этом была постоянная необходимость - то бельё улетало с балкона, то в процессе "обстукивания" стены залетал мяч. Однажды у меня с балкона 7-го этажа упал на крышу котёнок. Пролетев 6 этажей, тем не менее остался жив. Правду говорят что у кошек 9 жизней.

Вот нашел у себя снимок на территорию, которую когда-то занимал кирпичный завод. Это сканированный слайд. В то время в "Мелодии" появилась цветная слайдовская плёнка ЦО-64. А на обработку плёнку сдавали в фотоателье на ул. 7-го Ноября. Время снимка 1991-1992.
KireevFoto219

Видна многострадальная аллея о которой я писал в теме про Фонари. Фонарные столбы стоят, а плафоны уже побили. От школы виден только угол. Идет строительство квартальной котельной. В левом нижнем углу видна крыша большой палатки по приёму стеклотары. Старая была на другой стороне Комсомольской между Радугой и Станцией Юннатов.

Автор Володя_954
Участник 
#8 | Дата: 10 Мар 2011 23:59 
Внесу свои пять копеек. Действительно, дорогу до карачевки проложили когда строили переход на автовокзале. Продолжалось безобразие долго, во всяком случае лето 78? 79 годов точно. Помню конфуз строителей в этом строящемся переходе. Прошла мощнейшая гроза с ливнем, и котлован затопило нафиг по самый верх. Тем самым потоком, который и поныне течет из за современника к остановке. А в котловане в луже несколько дней потом торчала труба бульдозера. Трамвай ходил о самый дом , прямо по современному скверику с деревьями. А вот как разворачивался троллейбус не помню, наверно прямо на современном перекрёстке было кольцо.
Панельные девятиэтажки на кирпичном в 1976 году уже были все три, и помнится говорили что построили их как бы не в 1973 году, но это с чужих слов. Кстати и остановка трамвая называлась кирпичный завод. Да и после лет десять ещё её старожилы продолжали так называть.

Автор aviatechnic

Участник 
#9 | Дата: 11 Мар 2011 00:43 | Поправил: aviatechnic 
Кстати кирпичи, который выпускал этот завод были ужасными, все кривые, пережженные, в трещинах. Цветов от оранжевого до черного. Легко кололись, причем в произвольных местах. И вспоминаю казарму в Литве - каждый кирпич - произведение искусства. На каждом клеймо - фамилия мастера.
Несколько лет назад купил гараж в ГСК Искра. Между улицами Латышских стрелков и Черепичная. ГСК основан в 1976 году. Старые гаражи невысокие. Подвалов у половины нет. Вот и мне пришлось копать самому. Думал будет легкий грунт, а оказалось - сплошной строительный мусор, даже на глубине 2 метра. Скорее всего там тоже был глиняный карьер, и его потом засыпали чем попало. Для стен подвала купил красного кирпича, выбирал подешевле - всё равно в землю. Привезли из Железногорска. Тот же самый сорт что выпускали в Орле :). За 40 лет технология и качество не изменились.

Вверху фотку заменил - покрупнее.

Автор Kireev

Модератор 
#10 | Дата: 11 Мар 2011 01:04 | Поправил: Kireev 
В альбоме Александра Овчинникова «Город первого салюта», 1983г. Можно найти такую фотографию. Собственно сам магазин «Уют», давший название этому району.
KireevFoto220
Сейчас его здание цело, но поделено на различные мелкие магазины (в основном мебельные). Один из них - «Уют плюс», унаследовал название предшественника, тем самым не дал ему забыться.
aviatechnic Спасибо за фото выше. Редчайшие кадры! Видно, что от завода уже совсем ничего не осталось. И выходит, что последними в этом районе были построены дома 272, 274 (я ещё помню на месте нынешнего сквера перед остановкой долгие годы был брошенный фундамент) и дом 107 по Латышским Стрелкам. Таинственным образом по Авиационной так и не появился дом №4. Номера два и шесть есть, а четыре нету.

Автор aviatechnic

Участник 
#11 | Дата: 11 Мар 2011 01:23 
Kireev

Как я успел заметить Вы особо интересуетесь транспортной темой.

KireevFoto221

Снято с балкона 7.08.2010

Автор Kireev

Модератор 
#12 | Дата: 11 Мар 2011 01:35 | Поправил: Kireev 
aviatechnic
Спасибо. Недавно дело было :) Ракурс отличный!

У друга гараж есть в кооперативе «Искра». Переоборудован правда под своеобразную комнату отдыха. Видно, что очень старый кооператив. Один из первых, наверное. Гараж маленький, но небольшой подвал всё же есть. Перекрытия деревянные. Вот ходит слух, что территорию кооператива присматривают под жилую застройку.
Название «Кирпичка» ещё гуляло в округе даже в 90-х. Сейчас правда в основном говорят «Уют» когда подразумевают этот район, но иной раз, очень редко, да и проскочит от какого-нибудь пожилого человека в трамвае: - «Ты где выходишь? - Я, я на «кирпичке». Но это бывает очень редко.
И коль уж упомянули транспорт. Не припомнит кто по-точнее, легко ли было добираться в те районы тогда. 90-е я помню. Как с боем штурмовали трамваи в час «пик» по утрам. Подъезжает трамвай на «Ботанику», откроется дай бог со скрипом одна из трёх дверей, а там стена из спин и, простите, задниц людей. И приходилось иной раз залезать людям в ноги и сидеть на порожках. А что делать, вариантов было мало. С трамваями там понятнее. Очень хочется узнать, какие автобусы ходили туда в те годы. Самые древние маршруты №2 и 7 ходили туда очень давно. Позже в 80-х пустили маршрут №18. А были ещё какие-нибудь именно автобусные маршруты, может не долгие, временные?? Был бы очень благодарен за информацию.

Автор Zhek
Участник 
#13 | Дата: 11 Мар 2011 12:49 | Поправил: Zhek 
Kireev
Я жил на Уюте с 1988 года, а бабушка жила на "восьмом" с 1969 года, там же я учился. Других автобусных маршрутов в этот период точно не было. Единственно помню экскурсионные трамваи, но про них по-моему на форуме уже писали. Помню первый день ввода в эксплуатацию новых чешских трамваев, они тогда все имели номер 3.

Автор oldman057
Участник 
#14 | Дата: 11 Мар 2011 13:05 
Ну не было такого района Кирпичка,Ботаника,Старая Ботаника,Автовокзал,это было

Автор oldman057
Участник 
#15 | Дата: 11 Мар 2011 13:11 
Я с 77 года учился в 30 училище,маршруты эти помню точно,три года на тра мвае ездил

Страница  Страница 1 из 16:  1  2  3  4  5  ...  13  14  15  16  Дальше » 
Поговорим об Орле orel-story.ru форум / Поговорим об Орле /
 Район "Кирпичка" - магазин "УЮТ"

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение

 

 ?
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.

 

 
Кто сейчас в эфире: Гости - 1
Участники - 0
Максимум когда-либо в эфире: 130 [7 Авг 2019 08:29]
Гости - 130 / Участники - 0
 
orel-story.ru форум Поддержка: Simple Bulletin Board miniBB ®
↑ Наверх